В Петербурге читают 73 процентов жителей, больше половины покупателей книг - женщины
А нужно ли нам вообще что-то читать, кроме самого необходимого? Многие всю жизнь обходятся без книг, и ничего – хорошо живут!
Не устареют ли бумажные книги, когда скоро можно будет вставить в голову USB-порт и закачивать сокровищницу знаний напрямую в мозг? Об этом и многом другом корреспондент «Комсомолки» поговорил с основателем и генеральным директором сети «Буквоед» Денисом Котовым.
«Мозг воспринимает бумажный текст иначе, чем электронный»
- Денис, раньше говорили: книга – лучший подарок. А сейчас?
- Лучше книги только живое человеческое общение. Но если говорить о материальном, то книга действительно на вершине хит-парада. Она позволяет подчеркнуть индивидуальное отношение, показывает, что дарящий книгу знает вкусы того, кому дарит. И может сказать этим подарком то, чего не высказать словами.
Это подарок не для галочки, в этом у книги много преимуществ.
- Одно время много говорили о том, что стали меньше читать и электронная книга вот-вот вытеснит бумажную…
- Кризис чтения как культуры в определенной степени существует и по сей день. За счет того, что молодежь и функционально мыслящие люди, у которых сильнее развито левое полушарие, предпочитают короткие тексты в твиттере, чтобы в 140 знаках различить всю мудрость человечества (улыбается). Эта проблема существует во всем мире. Но есть и другие люди, которые понимают, в чем глубинная ценность книги. И их много: по опросам, в Петербурге читают около 73 процентов жителей, в России, правда, меньше – около 50 процентов. А что касается электронной книги… Сейчас рост продаж электронных книг замедлился.
- С чем связано?
- Сначала было «вау!». Люди радовались, что можно не носить томик Чехова в сумочке, а сразу тридцать тысяч книг держать на одном гаджете. Но произошло базовое насыщение читалками (программы для чтения книг на гаджетах. – прим. ред.).
А еще люди поняли, что не все книги доступны в электронном виде.
Двигателем прогресса электронного чтения были пираты, они вывели рынок на определенный уровень. Но в денежном выражении доля рынка электронных книг по отношению к бумажным – менее 5 процентов у нас и менее 20 процентов в Европе. Не всем совесть позволяет скачивать бесплатный контент с пиратских ресурсов, да и законодатели это прикрыли.
- Почему тогда все так переволновались?
- Потому, что когда моська лает на слона, то все слушают моську. А караван идет своим ходом. Как еще маленькому рынку стать большим? Только прогнозировать смерть большого.
- То есть книга не умрет – уже легче!
- Надо понимать, что помимо пользы, книга дает еще и эстетическое удовольствие, даже наслаждение, в том числе от полиграфии. И мозг воспринимает текст бумажный по-иному. Вычитывает более глубокие смыслы. А при электронном чтении считывается только информационная составляющая. Проводили исследования. Поэтому человек должен выбрать, что ему важно: быстро просканировать информацию или пересмотреть всю картину мира. Книги - аптека для души. Если у вас запутался ум, у нас есть чем его распутать, если душа томится, есть чем порадовать.
«Кризис чтения есть»
- Некоторые считают, что можно прекрасно обойтись без книг…
- Книга последние десятки лет конкурирует с телевизором интернетом и алкоголем за внимание читателей. В первую очередь не электронные книги были причиной. По исследованиям, россиянин в среднем 2 часа в день смотрит телевизор, около часа сидит в интернете, и неопределенное время поглощает алкоголь. И говорят: у нас нет времени на чтение! По статистике, средний житель страны читает 9 минут в день.
- Правда, что чтение развивает мозг?
- Приведу такой аргумент: книга – тренажер самостоятельного образного мышления. Есть магазины спортивных тренажеров, а есть книжные, для тренировки мозга разной развитости, и для тех, кто послабее, и для тех, кто посильнее. Во время расшифровки текста возникают самостоятельные образы, и бюджет «киностудии» в мозгу человека ничем не ограничен! Ни финансами, ни мнением режиссера и актера. Если смотришь фильм, например, Бондарчукаили спектакль Додина, погружаешься в чужое образное мышление. И соответственно степень развития самостоятельного мышления снижается.
- То есть при чтении реально умней становишься? Есть такие исследования?
- Реально. Давайте возьмем наиболее успешных людей, и если из ста мы найдем десять не читающих, это будет для меня шоком. Можно прочесть много в юности и дальше с этим багажом совершить невозможное. Каждая книга – это инвестиция в себя, если правильную книгу выбирать. И в понимание своей жизни, или в понимании своего ребенка, отношений между людьми, в понимании своего здоровья. Инвестиции имеют свойство накапливаться и возвращаться правильными действиями, проектами, отношениями с окружающими людьми.
- Некоторые книги активно продвигают, говорят: Пупкин - очень хороший автор, популярный. Люди верят и читают Пупкина, а он на самом деле, мягко скажем, не очень хорош… Как воспитать у людей вкус?
- Вот аналогия: вы покупаете баночку горчицы и едите ее ложкой. Вам не нравится, но все говорят, что так надо. Не ешьте!
Чеснок или хрен не любите – не ешьте! Чтобы потом не рассказывать, какой хреновый чеснок. Или придете в магазин, наберете продуктов без разбора, потом живот заболит. Так и с книгой.
- То есть не надо верить пиару?
- Дело не в пиаре, а в авторитетных людях, которые для каждого – свои. Если человек, которому ты доверяешь, говорит, что им что-то понравилось, то можно как минимум подержат книгу в руках: нравится – не нравится. И второе: нужно понимать, зачем вы читаете? Чтобы больше заработать – одно, чтобы понять своего ребенка – другое, чтобы узнать мировую классику – третье…. Если у вас есть ответ, то чтение будет эффективным, гармоничным, полезным.
«В ТОПе – Бредбери, Ремарк, Достоевский, Акунин и «Очаровательны КишечникК»
- Говорят, как книгу экранизируют, так все сразу раскупают первоисточник. Вот сейчас «Анна Каренина» прошла, заметили всплеск?
- В случае с «Анной Карениной» - небольшой, потому что эта книга уже есть во многих домах. А вообще фильм - большой проморолик для книги! (смеется). Все экранизации стимулируют интерес.
- А мода на книги существует?
- Структура спроса из года в год достаточно стабильная.
25-30 процентов составляет детская литература, это растущий сегмент. Но она на первом месте не по объему продаж, а по скорости развития, это тренд последних лет. Все большее количество родителей начинают понимать, что если детей с детства к книге не приучать, то потом от гаджетов их не оторвать.
- А взрослые книги? говорят, Дарья Донцова – номер 1 по продажам, это так?
- Дарья Донцова – автор, который по совокупному тиражу печатается больше всего. И по стране раскупается больше всего.
А в сети Буквоед на первом месте четыре года находится Рэй Бредбери, по совокупному тиражу проданных книг. Дальше следует Ремарк, затем Достоевский и Акунин. Ну и классики на последнем месте никогда не бывают, Пушкин входит в топ-50. Бывает, какая-то книга взлетает, как «50 оттенков серого», но, как правило, на годы их не хватает. А есть столпы, которые держат марку десятилетиями. В «Буквоеде» продается 40 тысяч авторов, аредставляете, какое огромное поле, которые питает умы!
- Как вы отбираете книги для продажи? Все подряд берете?
- У нас 200 тысяч наименований, жизни не хватит все прочесть. Работаем со всем ассортиментов, который печатается в России.
Не берем книги, запрещенные законом. Также не берем, если прогноз говорит, что у них будет маленькая востребованность, меньше 30 или 50 книг в год. Хотя с учетом интернет-магазина берем все, до чего можем дотянуться. Благодаря сервису «печать по требованию» у нас сейчас доступны 2 миллиона книг, на 124 языках, и это как раз следы новых подходов в книжной сфере.
- А как это? Печатают одну книгу лично для тебя? И какие это книги?
- Да, в одном экземпляре, или в нескольких. Чаще исторические, специализированные, научные, на суахили, на санскрите. Спрос на интернет-печать тоже растет. Читатель может дотягиваться до самых узких уголков книжного пространства! Также создали мобильное приложение, которые позволяет быстро что-то найти и заказать. Создаем социальную сеть, чтобы у читателя возникало свое пространство общения, рецензии. И лучшие рекомендации
- А как можно предугадать спрос?
- По аналогам этого автора, или аналогичным в этой тематики, например, по созданию сада-огорода, лечению печени… Кстати, у нас есть книга, которая тоже находится в вершинах хит-парада - «Очаровательный кишечник». Книга, которая должна быть в каждом туалете страны, но не для использования листов не по назначению, а чтобы человек понимал, как у него работает желудочно-кишечный тракт, как сделать лучше ему, а стало быть, и себе. Это мировой бестселлер, и у нас показывает хорошую статистику.
- Но это, наверно, нужно людям, у которых проблемы с кишечником.
- Книги о мозге нужны людям, у которых нет проблем с мозгом. А кишечник по своему значению для организма имеет немногим меньшее значение, чем мозг. Вообще книги о самом себе, о своих системах крайне полезны. Чем больше человек узнает себя, тем лучше.
- Недавно вышла книга «В Питере – жить», в которой есть и ваше имя…
- Да, эта книга - явление в жизни города, ее писала 35 авторов, живущих в Петербурге, кроме Дмитрия Быкова, который здесь только учился. Каждый написал рассказ о своем Петербурге
Среди авторов - Даниил Гранин, Борис Гребенщиков, Татьяна Толстая, Андрей Аствацатуров, Евгений Водолазкин, Михаил Шемякин… И даже Денис Котов попал на страницы! (смеется).
Первые отклики от читателей уже есть, что это уникальное путешествие по нашему городу. У всех фанатов Петербурга эта книга должна быть дома. А у меня уже собрано 19 автографов из 35 возможных.
- И еще вы что-то там придумали насчет будущего Петербурга…
- Да, у нас есть проект «Форсайт форт», инициатива исходила от предпринимательского и образовательного сообщества Петербурга. По итогам сформировано четыре проекта. Я работал по линии культуры, медиа и туризма. Возник образ Петербурга как культурной столицы будущего мира. Чтобы Петербург с помощью передовых технологий город вошел в статус мировых культурных столиц, как Лондон или Париж.
- А я думала, Петербург уже в этом списке.
- Контрольные показатели – интерес туристов. Если в Лондон и Париж приезжают 20 миллионов человек ежегодно, то к нам пока только 7 миллионов. Потенциал есть, но он недореализован.
- Зато мы читаем наверняка больше!
- Я бы так вопрос не ставил, по количеству книжных магазинов на душу населения мы пока проигрываем. В европейских столицах один магазин на каждые 15-20 жителей, а у нас – на 29 тысяч в Петербурге и 60 тысяч по стране. Нам еще пока кичиться рановато.
Вот мы и хотим, чтобы город был явлен во всей красе, стал не просто окном в Европу, а широкой дверью из России в мир и обратно. Есть проект интерактивной электронной платформы «Best Petersburg», система навигации по всем культурным пространствам и событиям, своеобразная городская википедия.
«Пишут мужчины, читают женщины»
- Денис, по вашим наблюдениям, каков портрет типичного читателя?
- Примерно на 60 процентов это женщины. Они хранительницы нашей культуры, благодаря которой мы, мужчины, еще не поубивали друг друга.
- А пишут книги в основном мужчины.
- Чаще - да. Авторы в большинстве мужчины. Они пишут для женщин, которые читают и учат мужчин жить! (смеется). А ядро читателей – люди от 20 до 45 лет. Начинают читать, когда школьная промывка мозгов уже закончилась, и человек наконец может взять в руки то, о чем он мечтает, или найти ответы на вопросы, возникающие по жизни: как найти любимого, как воспитать ребенка, в чем смысл жизни, кто я, и как заработать больше…
- Это вы обозначили основные темы популярных книг?
- Это я обозначил основные вопросы, которые мучают людей, даже если они сами себе в этом не признаются. Иногда покупают просто женские романы, в надежде там найти какие-то ответы.
- Как найти принца? И что, такое кто-то читает?!
- Это самое железобетенное, что есть! Женские романы никогда не перестают читать. Надо же девочкам понять, как себя вести с элегантными и наглыми мужчинами. Выработать свой социальный стереотип, но не унылый, а через легкое чтение.
- А для вас что значит книга?
- Ключи к пониманию своей жизни.
- Продавать книги – трудный бизнес?
- Это тяжелое поле, которое приходится 2-3 раза вспахивать, 2-3 раза засеивать, и лишь один раз собирать урожай.
- Но вы говорите, что читать никогда не перестанут?
- Есть люди – и люди. Некоторые скоро подключат USB-порт к мозгу и закачают себе всю мировую библиотеку, как Джонни Мнемоник. У них атрофируются конечности, потому что они будут только лежать в легком забытьи и витать в виртуальных мирах, как в «Матрице».
Но всегда будут и те, кто радуется жизни, солнышку, Кто не смотрит телевизор или смотрит его изредка. Те, кто читает книги. Потому что книга и колесо – по сути, два базовых изобретения человечества, которые двигают человека к цели. И в моем понимании эволюция книги не завершена в полной мере. Посмотрите детские: книга превращается в новые сущности, она читает сама себя, мигает, поет, интегрируется с интернетом.
И взрослому интересно на все это понажимать, что песенки пели, дополненная реальность со страниц сходила. Это элементы, благодаря которым книга продолжает адаптироваться к 21 веку.
Скоро такие будут и для взрослых. Книга еще себя покажет!
Елена Ливси
Источник: «Комсомольская Правда – Санкт-Петербург».