«Рынок прессы Северо-Западного региона России качественно лучше московского», — Алексей Федотов, «Нева-Пресс»

В начале июля дистрибьютор периодики и сопутствующих товаров «Нева-Пресс» сообщил о расширении сотрудничества с компаниями X5 Retail Group и «Дикси». PlanetaSMI.RU обратилась к генеральному директору предприятия Алексею Федотову с просьбой рассказать о достигнутых успехах и ближайших планах на будущее.

— Алексей Валерьевич, расширение сотрудничества с «Дикси» и Х5 говорит об успешности развития вашего предприятия. Как вы оцениваете положение компании на рынке, особенно сейчас — в летний период, традиционно являющийся временем отпусков?

— Если говорить о положении возглавляемых мною компаний, то сразу же уточню: помимо крупной оптовой структуры «Нева-Пресс» (включающей оптовые продажи, импорт, собственное небольшое производство, дистрибуцию в ритейл и мелкооптовые магазины), я отвечаю и за развитие «Союзпечати» — крупной розничной сети газетных киосков, расположенных во всех районах Санкт-Петербурга.

Предприятия реформируются, — я бы использовал сейчас именно этот термин. То, над чем работали мои предшественники на посту руководителей обеих компаний — это было не развитие, а скорее навёрстывание упущенного. Первая ступень реформирования на настоящий момент завершена. Мы полностью перестроили розницу, и с июня вплотную занялись оптом и ритейлом. Это тяжёлый и кропотливый труд.

Что касается ситуации в целом, то действительно, летом многие руководители компаний-партнеров уходят в отпуск, но процесс развития отношений, связанный с открытием новых магазинов X5, или расширением присутствия в «Дикси» (установкой специализированного оборудования и поставок увеличенной матрицы) продолжается и идет в установленные сроки. Этот проект не вызывает у меня никаких опасений. Санкт-Петербург — культурная столица, и хоть часть наших покупателей из числа петербуржцев действительно уезжает в отпуска, но в то же время в летний период город посещает много туристов. Ситуация типичная и прогнозируемая.

— История с «Дикси» примечательна: сеть расширила количество газет и журналов с 15 наименований до (цитирую по пресс-релизу в вашем блоге) «разнообразного ассортимента», способного «удовлетворить потребности более широкой аудитории». Сразу возникает несколько вопросов: почему «Дикси» раньше так ограничивала ассортимент газетно-журнальной продукции и до какого объема он увеличен сегодня?

— Еще в июне 2016 года руководство ГК «Дикси» приняло принципиальное решение о сокращении ряда товарных групп, в т.ч. и прессы, до 15 наименований. Причина — расширение СТМ и минимизация ассортиментной линейки в целом (в каждой товарной группе — один-два топовых бренда и СТМ). Сейчас же матрица увеличена до 80 наименований, а с учетом спецвыпусков — даже до 90.

— Поделитесь опытом: оперируя какими фактами вам удалось убедить менеджмент сети в необходимости расширения ассортимента? Если это не коммерческая тайна, конечно...

— Нет, это не тайна. Доводы, приводимые в пользу расширения матрицы прессы, были следующие.

Во-первых, необходимо предоставлять покупателям магазинов широкий ассортимент изданий в разных ценовых категориях, способный удовлетворить все их информационные потребности.

Во-вторых, если ассортимент прессы сокращается до 15-30 SKU, это неминуемо приводит к недостатку товарного предложения и снижению выручки с 1 кв. м. торговой площади.

В-третьих, главное условие успешных продаж печатной продукции, т.е. тот минимальный ассортимент, который может закрыть основные информационные потребности потребителей, — это не менее 100 SKU для каждой торговой точки.

Благодаря этим доводам нам и удалось убедить руководство ГК «Дикси».

— И каковы в целом ваши планы по развитию сотрудничества с «Дикси»?

— Важнейшие преимущества наличия прессы в ритейле для «Невы-Пресс» и издателей — это быстрая оборачиваемость товара и высокий показатель выручки с 1 кв. м. торговой площади. Мы планируем в июле-августе этого года завершить установку спецоборудования в 156 магазинах «Дикси» большого формата. Параллельно продолжаем работы по согласованию оборудования и расширению матрицы прессы в магазинах малого формата сети (270 магазинов).

Компания «Нева-Пресс» будет постоянно совершенствовать существующие технологии и расширять зону присутствия в ритейле и прочих форматах торговли.

— За время своей работы вы, наверное, успели оценить качество отраслевого менеджмента в Северной столице. Отличается ли он от привычного вам московского? Как в целом вы оцениваете технологический, инновационный, организационный уровень рынка продаж прессы Северо-Западного региона?

— Рынок прессы Северо-Западного региона качественно лучше московского по нескольким определяющим факторам. Главный из которых — это то, что читающих жителей здесь больше чем в Москве на 25-30%. В регионе существует более правильно выстроенная властями модель взаимоотношения государства и бизнеса. Это абсолютно рыночная схема экономики отрасли, выражающаяся в верно выбранном симбиозе потребительского рынка и системы распространения СМИ. К тому же, в Санкт-Петербурге работают одни из крупнейших в России издателей.

Если говорить о положении «Невы-Пресс» и «Союзпечати» в экономике отрасли СЗФО, то, безусловно, они находятся на лидирующих позициях. За время своего руководства компаниями я познакомился практически со всеми издателями и партнерами. И мы настроены на конструктивный диалог.

Что же касается реформирования предприятий и моего личного восприятия происходящих процессов... Знаете, в момент прихода я столкнулся с некой внутренней агрессивной средой. Когда входишь в новое предприятие, привнося с собой прогрессивные идеи и заставляя сотрудников менять философию бизнеса, люди, проработавшие в нем иной раз по 15–20 лет, любые изменения воспринимают болезненно, не понимают и не принимают их. Возникает инертное сопротивление, или даже агрессия, которые приходится преодолевать. Могу сказать, что на сегодня этот этап мы уже прошли.

— Сейчас в некоторых регионах страны идет установка торговых объектов нового формата: более просторных, современных, имеющих расширенный ассортимент. Например, такие павильоны в прошлом году были открыты в Липецке. Каковы в этой части планы вашей «Союзпечати»? Реально ли развитие подобного передового концепта на рынке Санкт-Петербурга?

— Полностью согласен с вами в том, что именно за таким форматом будущее системы распространения печати. Однако работа по его внедрению ведется только в тех регионах, где нет безобразного административного ограничения «всего и вся». Рынок Санкт-Петербурга, к счастью, не в ходит в их перечень — у нас есть возможность установки павильонов прессы, что мы в ближайшее время и сделаем.

Опыт установки павильонов в Санкт-Петербурге есть у компании «Метропресс». Но мы не будем слепо копировать модели, ассортимент и организацию торговли коллег. Нами разработаны два образца собственных конструкций, которые мы в ближайшее время и установим.

У «Союзпечати» до этого момента не было собственных павильонов прессы. В современных экономических условиях я вижу соотношение 40:60, то есть на 100 торговых объектов сети должно быть 40 павильонов прессы площадью 11-18 кв. м., и 60 киосков, площадью не менее 8 кв. м.

— Кризисные явления на рынке печатных СМИ заставляют всех его участников искать новые пути и форматы развития. Какие антикризисные меры предпринимаются вами в «Неве-Пресс» и «Союзпечати»?

— Я пришел в обе эти компании именно как антикризисный менеджер. Причем случилось это в очень сложный для отрасли период. Помимо текущих задач мне пришлось заниматься полным переформатированием бизнеса, адаптацией существующего хозяйства к требованиям современного потребителя. К сожалению, многие бизнес-процессы не пересматривались здесь годами, а значит и не адаптировались к изменившимся внешним факторам с учетом научно-технического прогресса. Например, я не понимаю, для чего нужен собственный автопарк с водителями, когда можно использовать аутсорсинг, ведь рынок этих услуг СЗФО хорошо развит и дает нам возможность экономии 12-15%.

Сейчас розничное направление полностью переформатировано, и мы уже можем говорить о переходе «Союзпечати» от этапа стабилизации на этап развития. Наша основная задача — построение самого эффективного предприятия отрасли распространения печатных СМИ России для клиентов, издателей и партнеров. И выполнена эта задача должна быть за год. В следующем году компания будет готова принять участие в конкурсе «Лучшая киосковая сеть России», который проводят Ассоциация распространителей печатной продукции, Минпромторг РФ и Роспечать. Работа нам предстоит большая и серьезная.

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.ru