Актуальные проблемы регионального рынка печатных СМИ. Дискуссия на заседании в Совете Федерации

В июне с.г. в Белом зале Совета Федерации Федерального Собрания РФ состоялось заседание Временной комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ. Мероприятие было посвящено обсуждению актуальных вопросов регионального рынка печатных СМИ, в частности, теме господдержки периодики в субъектах РФ.

С основным докладом на заседании выступил Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. Он представил данные о текущей ситуации на рынке печатных СМИ России, их положении в регионах и мерах, необходимых для поддержки и развития отрасли. Доклад руководителя АРПП вызвал большой интерес у собравшихся. По итогам прошедшей дискуссии PlanetaSMI.RU подготовила к публикации некоторые из прозвучавших выступлений.

***

Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти Еврейской автономной области:

— Вопрос сохранения и развития российского рынка печатных СМИ архиважен сегодня. И без того сложная ситуация в издательской отрасли усугубляется проблемами в сегменте распространения. Прессу просто негде купить. Скажу по собственному опыту: мой путь от дома до работы на машине занимает 30 минут; при этом первый газетный киоск мне встречается только минут через 25. Все остальные киоски на моем пути ликвидированы, а новые на их местах не установлены. Малое количество киосков прессы — большая проблема для Москвы.

В какой-то момент я даже пробовал оформить подписку, но почтовые отделения в моем районе начинают работать в 8-9 часов утра, то есть тогда, когда я уже должен быть на работе. Значит, выписанная газета просто не поспеет к моему выходу из дома. Вечером же она мне вообще неинтересна: ведь известно, что «живет» газета уже даже не день, а всего полдня.

Однако не все проблемы печатных СМИ связаны с распространением. Большое значение имеет и их наполнение. Если в своих публикациях региональные издания будут повторять то, что печатается в центральных СМИ, демонстрируется по телевизору или транслируется по радио, читателю они становятся неинтересны. Очень многое зависит от подачи материала, оперативности работы редакции. Бывает, что после какого-то важного для региона события в Москве, информация о нем появляется в местных газетах только через пять дней. Кому через столько времени интересно о нем читать, когда все заинтересованные в ней лица уже узнали подробности из других источников? Контент должен быть актуальным, оперативным, расширенным. Лучше публиковать большее количество интервью, поднимать серьезные вопросы, обсуждать насущные проблемы населения, а не дублировать телевизор и Интернет.

И все-таки, возвращаясь к системе продаж прессы, повторюсь: проблема киосков печати и книжных магазинов — самая большая для отрасли сегодня. Для того чтобы поддержать экономику точек реализации печати, надо не вводить запреты, а наоборот помогать, например путем расширения ассортимента. Почему бы не разрешить газетным киоскам работать с конфетами, минеральной водой, другими товарами повышенного спроса, способными повысить их доход? Человек, зашедший за бутылкой воды, дополнительно купит и газету.

Еще одно предложение касается увеличения числа точек продаж печати. Когда застраиваются новые районы, застройщиков необходимо обязывать выделять помещения с пониженной арендной ставкой, например на первых этажах, для магазинов, которые распространяют печатную продукцию.

***

Александр Тотоонов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от законодательного органа государственной власти Республики Северная Осетия-Алания:

— Вопрос будущего региональных печатных СМИ был и остается стратегически важным не только для информационной, но еще и для национальной безопасности страны. Начиная с 2014 года, подписка в России вошка в пике. Во время встреч с издателями и главными редакторами республиканских газет мне не раз приходилось слышать о тех сложностях, с которыми они сталкиваются в области подписки. Они просят содействия в решении подписного вопроса, так как последствия нынешней ситуации на рынке могут оказаться для них самыми плачевными.

Если в среднем по рынку, начиная с 2014 года и согласно официальным данным, падение составило 40%, то в Республике Северная Осетия-Алания этот показатель еще ниже — минус 50%. И даже при этом на сегодняшний день мы продолжаем занимать лидирующие позиции в рейтинге по объемам подписки в пересчете на душу населения среди всех регионов РФ. Следовательно, в остальных регионах ситуация еще хуже.

Для примера скажу, что подписная цена на центральную газету нашей республики «Северная Осетия» на второе полугодие 2017 года составила 958 рублей, из которых сама газета получит всего-навсего 150. И на эти 150 рублей она должна осуществить всю редакционную работу и всю подготовку номера, включая полиграфию. Главную проблему российского рынка подписки мы видим в том, что «Почта России» в своей тарифной политике не учитывает множества факторов. Думаю, что здесь она должна придерживаться дифференцированного подхода.

***

Антон Горелкин, член комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

— Средства массовой информации объединяют всю нашу многоукладную, многонациональную страну. Региональные печатные СМИ являются, своего рода, нервными окончаниями, четко чувствующими ситуацию на местах. И если завтра половина из них закроется, страна потеряет этот важный канал связи.

Печатным СМИ необходимо помогать, в том числе путем либерализации рекламного законодательства. Когда с одной стороны повышают объем разрешенного к печати объема рекламных полос с 40% до 45%, а с другой — вводя запрет на рекламное размещение целого ряда товаров, о какой помощи может идти речь? И если некоторая логика в запрете рекламы алкоголя и табака существует, то совершенно непонятно почему запретили рекламировать БАДы. А ведь для местных печатных СМИ реклама биодобавок составляла почти 30% бюджета.

В апреле 2017 года на медиафоруме ОНФ Президент РФ В.В.Путин дал правительству список конкретных поручений, направленных на поддержку рынка печатных СМИ. Прежде всего, должен быть подготовлен перечень тех категорий граждан, которые могут получать льготы на доставку периодических изданий по подписке. Срок исполнения этого поручения — июль 2017 года. Отмечу, что поддержку печатным изданиям оказывают во всем мире — и в развитых странах, и в развивающихся. Вопрос только в формах этой поддержки. Лично я против «размазывания по тарелке». Поддержка должна быть, говоря современным языком, таргетированная — направленная на конкретную цель и конкретного потребителя.

***

Ольга Дзагоева, председатель Комитета по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания:

— Проблемы издателей Республики Северная Осетия-Алания ничем не отличаются от проблем их коллег из других регионов. Сегодня не менее 80% подписной стоимости издания уходит «Почте России», и только около 20% — редакции. Региональные печатные СМИ находятся на грани выживания.

Согласно рейтингу регионов РФ по плотности подписных тиражей в пересчете на душу населения, Республика Северная Осетия-Алания находится на втором месте среди всех регионов России. Безусловно, мы гордимся этим успехом, однако надо понимать, что достигнут он не благодаря, а вопреки. Региональная пресса сегодня выживает буквально из последних сил. И чтобы помочь ей мало одной лишь поддержки на местном уровне. Необходима федеральная программа, направленная и на развитие института подписки, и на сохранение розничных каналов распространения.

***

Сергей Лапенков, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей:

— Говоря о проблемах подписки, отмечу, что нынешней тарифной политикой почтового оператора проблемы взаимоотношений издателей с «Почтой России» не счерпываются.

Согласно действующей по сегодняшней день инструкция от 1996 года, доставка тиража «от экспедиции» до потребителя лежит на «Почте России». К сожалению, издатели, заключая с почтой договоры на доставку, под давлением обстоятельств вынуждены брать ее оплату на себя. Для редакций это чрезмерные издержки, делающие и без того их непростое положение еще более тяжелым. Самый большой удар приходится на издателей, распространяющих тиражи в сельской местности, ведь здесь альтернативы «Почте России» просто не существует. Для таких редакций существует только один экспедитор — почта, поэтому и приходится работать с ней на ее условиях. Альянс независимых региональных издателей считает, что «Почта России» должна взять данные затраты на себя.

Второй важный момент — качество услуг, которые оказывает «Почта России». Мы понимаем, что при существующем уровне заработной платы закрыть все вакансии почтальонов невозможно. Однако из-за этого очень страдает качество доставки. Не редки случаи, когда ежедневная газета доставляется подписчику не день в день, а «пачкой» — все экземпляры один раз в неделю. Считаем, что необходимо инициировать проверку качества доставки ФГУП «Почта России» подписных тиражей.

***

Рафаэль Гусейнов, секретарь Союза журналистов России:

— Развитие современных каналов донесения информации заставляет издателей менять форматы своих изданий, осваивать новые платформы, развивать цифровую дистрибуцию контента. Однако до сих пор, даже в технологически развитых странах, все серьезные люди начинают утро не с социальных сетей, а именно с бумажных газет и журналов. Те, кто уже посмотрел фильм Оливера Стоуна «Путин», обратили внимание — много газет и в кабинете главы российского государства.

Печатное слово по-прежнему востребовано во всем мире. Поэтому решение актуальных вопросов доставки газет до конечного читателя очень важно сегодня. Также как важно решение вопроса государственной поддержки региональных изданий. Знаю по опыту: чем дальше от федерального центра находится поселение, тем большее давление со стороны местных властей испытывает на себе главный редактор. Иные представители власти на местах почему-то считают, что если газета финансируется государством, то ее руководителя можно «строить». И объяснить им, что деньги на издание идут не его собственные, а государственные, собранные с граждан в форме налога, бывает очень трудно, а порой вообще невозможно.

Между тем вопрос сохранения региональной прессы — это вопрос информационной безопасности страны. Свято место, как известно, пусто не бывает, и, если региональная пресса умрет, освободившееся место тут же займут другие каналы информации, что далеко не всегда может оказаться на пользу государству. Например, подобный сценарий сегодня разворачивается на Украине. По рассказам наших украинских коллег-журналистов, с которыми мы регулярно общаемся на площадках ОБСЕ, ситуация с печатными СМИ в стране сложилась драматическая. Провинциальные издания на Украине практически умерли, и сегодня их место занимают западные СМИ, некоторые из которых финансируются Госдепартаментом США.

Именно поэтому печатные издания и система их распространения так необходимы государству. И именно поэтому во всех развитых странах поддержке периодической печати придается огромное значение. Так, например, во Франции государство субсидирует подписку одного издания для студентов, и я сам, находясь на обучении в Париже, бесплатно получал по этой системе печатный журнал.

Традиционная бумажная пресса нуждается в поддержке именно как гарант обеспечения информационной безопасности страны. Ее сохранение — это забота не только издателей и распространителей, но и государства.

Подготовила Татьяна Иванова

Источник: PlanetaSMI.ru