Отзыв еще дорабатывается и будет направлен завтра-послезавтра, сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Автор законопроекта Ющенко вчера вечером не был знаком с отзывом, сказал он.
Законопроект об анонимайзерах внесли в Думу 8 июня. Его цель – улучшение практики блокировок сайтов, которая сейчас недостаточно эффективна. Препятствуют ей ссылки на заблокированные ресурсы в поисковых системах, а также технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным ресурсам.
Закон о блогерах был принят в России в 2014 г. Он фактически наделил владельцев популярных блогов (с аудиторией более 3000 человек в сутки) обязанностями СМИ. Такие блогеры обязаны проверять достоверность размещаемой информации, указывать возрастные ограничения для пользователей, а также соблюдать касающиеся СМИ законы, в том числе о предвыборной агитации, противодействии экстремизму и о распространении сведений о частной жизни граждан. Но он «обнаружил свою неэффективность», пишут в пояснительной записке к законопроекту об анонимайзерах его авторы. Правительство с этим не согласно.
Авторы законопроекта не подкрепили свое мнение анализом правоприменительной практики, говорится в отзыве правительства. Распространяя информацию в интернете, блогеры формируют общественное мнение; они способны фальсифицировать важные сведения и дестабилизировать обстановку в стране, гласит документ. Поэтому правовое регулирование блогеров защищает интересы граждан и обеспечивает информационную безопасность страны, уверено правительство.
В 2014 г., когда закон принимался, 3000 подписчиков были серьезной величиной, объясняет депутат Ющенко. Но за прошедшее время интернет и технологии развились настолько, что эта величина девальвировалась и изжила себя, а вместе с ней и регулирование, рассказывает он.
Возможны две мотивации правительства оставить в силе закон о блогерах, рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Во-первых, в предвыборный год инструмент потенциального контроля над распространением информации лишним не будет. Ведь закон предусматривает административную ответственность за его нарушение (например, размещение недостоверной информации или несоблюдение ограничений закона о выборах), а она потенциально чревата блокировкой (если ведомство попросит об этом суд), рассказывает аналитик. Вторая мотивация – редко кто публично признает неработоспособность действующего законодательства, резюмирует Казарян.
Закон о блогерах не приносил ни вреда, ни пользы, полагает руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Случаев блокировок ему не известно – гораздо реальнее были штрафы, но и этот механизм Роскомнадзор также не применял, заключает он.
Павел Кантышев, Ольга Чуракова
Источник: Ведомости.