В первом полугодии «Почта России» обработала более 147,4 млн международных посылок, что на 50% больше, чем годом ранее. К концу года, по прогнозу предприятия, объем таких отправлений превысит уже 340 млн штук, при этом около 90% из них доставляются из Китая. Если «Почта России» не переориентируется в сторону отечественного ритейла, то станет главным проводником китайской экспансии на российский рынок, опасаются представители местной интернет-торговли.

По предварительным итогам первого полугодия 2017 года, «Почта России» обработала 147,4 млн международных почтовых отправлений с товарными вложениями, что на 50% превышает показатель аналогичного периода 2016 года (98,7 млн штук), сообщили “Ъ” в компании. ФГУП прогнозирует, что к концу года объем международных отправлений превысит 340 млн штук.

При этом до 90% от всех международных посылок, поступающих в РФ, приходится на Азиатский регион (Китай, Гонконг, Сингапур), уточнили в пресс-службе «Почты России». Наибольшие объемы входящих посылок приходятся на торговую площадку AliExpress, следом идут eBay, JD.com и Amazon. По сравнению с прошлым годом значительно выросло количество отправлений из Азии напрямую в РФ, минуя транзитные страны, что положительно влияет на сроки доставки, говорят во ФГУПе. Пройти пиковый с точки зрения числа посылок период в начале года также помогли «модернизация почтовой логистики и совместные действия с ФТС России». Так, в конце 2016 года были увеличены мощности логистического почтового центра «Внуково», а с марта 2017 года регулярные рейсы в Китай начали выполнять два грузовых самолета ТУ-204С.

Объем отправлений продолжит расти, и в перспективе «Почте России» потребуется и дальше наращивать мощности логистических центров, уверен президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его ожиданиям уже за первые полгода количество посылок могло бы достигнуть 200 млн штук, хотя и показатель 147,4 млн штук «находится в рамках ожиданий».

На Китай действительно приходится до 90% всех отправлений, подтверждают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Еще по 2% приходится на Великобританию и США, примерно по 1% — на Германию, Францию и Италию. «В целом количество почтовых отправлений растет на 170%, в денежном выражении эта динамика меньше за счет того, что ежегодно снижается средний чек покупок»,— отмечают в АКИТ. По оценке ассоциации, средний чек международных почтовых отправлений составляет 1,25 тыс. руб., а в случае Китая — всего 800 руб. «Мы видим огромный рост количества дешевых посылок, который вызван разницей в цене товара в России и за рубежом на 28%. Они складываются из 18% НДС и 10% пошлины, уплачиваемой на таможне»,— поясняет президент АКИТ Алексей Федоров.

В мае председатель совета директоров крупнейшего китайского интернет-ритейлера Alibaba Group Джек Ма прогнозировал, что количество обрабатываемых экспресс-посылок в день в Китае в 2025 году достигнет 1 млрд штук. Сейчас их количество составляет 100 млн штук. «Если Китай достигнет этого показателя, то неминуемая гибель грозит всему онлайн-ритейлу России»,— категоричен Алексей Федоров. Уже сейчас мощности «Почты России» развернуты именно в сторону Китая, считает он. «Беспошлинный канал, которым стала “Почта России” для зарубежных посылок,— это огромная черная дыра в российской таможне. И те 340 млн посылок, которые “Почта России” получит в 2017 году,— это 350 млрд руб., попавших в Россию мимо ФТС»,— уверен господин Федоров. По его оценке, само ФГУП получает за услуги, оказанные китайским продавцам товаров, около 1,5–2 млрд руб. в год. «Я верю, что “Почта России” станет больше внимания уделять внутренней интернет-торговле. Если этого не случится, она превратится в главного проводника китайской экспансии на российскую территорию»,— опасается господин Федоров.

Юлия Тишина, Владислав Новый

Источник: Коммерсантъ.