Белорусская власть к перу приравняла блог, и влог

Перед европейскими депутатами Лукашенко утверждал, что со свободой СМИ у нас всё в порядке. Но это совсем не так.

После затишья, которое длилось чуть меньше года, власти вновь начали штрафовать журналистов-фрилансеров за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации. На этот раз под раздачу попали и блогеры, ведущие онлайн-трансляции в соцсетях. Эксперты говорят, что для кардинальных решений проблем в сфере СМИ необходима политическая воля.

Красивая картинка для Запада

Во время летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая проходила в Минске 5-9 июля, представители власти утверждали, что со свободой СМИ в Беларуси все в порядке. Тон риторике задал Александр Лукашенко.

«Якобы имеющее место ущемление свободы СМИ в нашей стране — это клише из арсенала прошлого. В век интернета это вообще лишено всякого смысла, — заявил он на открытии сессии. — А в развитии интернета и его доступности вы нас никогда не упрекнете. Со СМИ у нас проблем нет».

В свою очередь глава комиссии по международным делам Палаты представителей Валерий Воронецкий в качестве аргумента свободы прессы в Беларуси приводил данные статистики, согласно которым в стране зарегистрировано более 1600 изданий, причем 72% из них — негосударственные. Воронецкий также ссылался на доступность интернет-СМИ для белорусской аудитории, что якобы делает бесполезной любую цензуру в отношении медиа.

И Лукашенко, и Воронецкий, и другие чиновники скромно умалчивают о проблемах, с которыми повседневно сталкиваются негосударственные СМИ и независимые журналисты в Беларуси. Это и задержание во время освещения уличных протестов, и преследование за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации МИД, и препятствование в получении информации. Не зря журналистские организации регулярно причисляют Беларусь к странам, где ситуация со свободой масс-медиа оценивается как негативная.

Суровая белорусская реальность

Во время волны весенних протестов против декрета № 3 Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) зафиксировала около 120 случаев задержаний журналистов, 10 из которых закончились административными арестами.

В отношении журналистов-фрилансеров вновь активно применяют статью 22.9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — нарушение законодательства о СМИ. Этот прием власти активно использовали в 2014-2016 годах, но затем на фоне потепления отношений с Западом журналистов некоторое время не штрафовали. Теперь же фрилансерам, которые сотрудничают с иностранными масс-медиа, новь вменяют в вину «незаконное изготовление продукции средств массовой информации».

БАЖ неоднократно подчеркивал, что таким образом власти нарушают закон о СМИ, согласно которому к ответственности по данной статье могут привлекаться редакции средств массовой информации, но не физические лица.

Однако мы видим, что статья 22.9 применяется не только в отношении журналистов-фриласеров, но и тех, кто не имеет отношения к журналистике.

Так, Юлию Малышеву (Гранкову) из Гродно суд оштрафовал на 200 долларов в эквиваленте за видеоролик о жестких условиях содержания животных в местном пункте отлова.

На гомельского блогера Максима Филиповича составлен административный протокол — его будут судить за незаконное изготовление продукции для СМИ. В вину Филиповичу вменяют 17 видеороликов, в том числе стримов, которые он разместил на своем канале «Гарантий Нет» на YouTube.

29 июня суд Ленинского района Могилева рассмотрел семь административных протоколов, составленных милицией на местного журналиста Владимира Лапцевича. Лапцевич внештатно сотрудничал с польской газетой «Ніва», написал для нее несколько статей. Журналист наказан штрафом в размере 45 базовых величин (1035 рублей).

«Голуби мира» против силовиков — чья логика восторжествует?

Затишье со штрафами в отношении журналистов, которое наблюдалось чуть менее года, пока по всей стране не начались протесты против декрета № 3, председатель БАЖ Андрей Бастунец связывает с потеплением отношений между Беларусью и Западом. Тогда, напомнил он, эта проблема была предметом диалога по правам человека между Беларусью и ЕС.

Кроме того, во время интервью, которое Лукашенко дал в августе 2015 года нескольким белорусским негосударственным СМИ, он пообещал разобраться в ситуации. «Тогда штрафы прекратились», — отметил председатель БАЖ.

В этом году относительная либерализация дала сбой. По словам Бастунца, если в течение двух лет (с апреля 2014 года по апрель 2016-го) журналистам было вынесено 48 штрафов, то с весны нынешнего года — уже 24. Еще несколько протоколов составлены и ждут рассмотрения в суде.

«В большинстве случаев штрафовали журналистов, которые сотрудничали с телеканалом «Белсат». Но сейчас мы видим расширение этого поля — последние случаи связаны с блогерами. Практика применения статьи 22.9 расширяется», — констатирует Бастунец.

Медиааналитик Павлюк Быковский не исключает, что на волне потепления отношений с Западом белорусский МИД и некоторые экономические ведомства просили силовиков воздержаться от столь очевидных нарушений прав человека — поэтому фрилансеров какое-то время не преследовали.

«Но когда этой весной прошли акции протеста в Минске и регионах, силовики вновь получили карт-бланш, и просьбы «голубей мира» были оставлены без внимания», — предполагает аналитик.

Однако, по его словам, власти не могут не понимать, что выделение Беларуси столь необходимых кредитов во многом зависит от позиции США, Германии и других западных стран в международных финансовых институтах.

«Эти страны не станут голосовать положительно, если в Беларуси будут столь яркие примеры нарушений прав человека. Поэтому не исключаю, что логика «голубей мира» рано или поздно восторжествует», — говорит Быковский.

В то же время, добавил он, даже в период минской сессии ПА ОБСЕ давление на инакомыслящих в Беларуси не прекращалось. В качестве примера медиаэксперт привел факты описи имущества у активистов оппозиции, не заплативших наложенные на них штрафы.

«Очевидно, что в системе, хоть это и четко выстроенная президентская вертикаль, сигнал до непосредственных исполнителей идет довольно долго. Пока он дойдет до самого низового уровня, наверху политика может уже 15 раз поменяться», — отметил аналитик.

БАЖ: преследования журналистов и блогеров незаконны

Позиция Белорусской ассоциации журналистов насчет практики штрафов для фрилансеров и блогеров однозначна — действия властей незаконны.

Во-первых, поясняет Андрей Бастунец, часть 2 статьи 22.9 КоАП не предусматривает ответственности за деятельность журналистов без аккредитации. В ней речь идет о нарушении правил изготовления или распространения продукции СМИ, а этим занимается не журналист, а редакция.

Во-вторых, под журналистами иностранных СМИ, которые должны получать аккредитацию МИД и, соответственно, могут подвергаться санкциям за работу без нее, понимаются те, кто работает по контракту. Это прямо записано во всех подзаконных актах. «А преследуют журналистов, которые не имеют постоянных контактов со СМИ», — заметил Бастунец.

В-третьих, по его словам, действия властей грубо нарушают обязательства Беларуси в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах. 19-я статья этого документа гласит, что граждане могут распространять информацию независимо от государственных границ.

«Эти три пункта, на наш взгляд, абсолютно объясняют незаконность действий белорусских властей. Думаю, что на очередном раунде диалога по правам человека между Беларусью и ЕС (встреча проходит 20 июля в Брюсселе. — авт.) этот вопрос также будет поставлен», — сказал Бастунец.

Демократизация СМИ — вопрос политический

Оба собеседника не слишком оптимистичны в оценке перспектив демократизации законодательства в сфере СМИ.

«Я этого не исключаю, но думаю, что мнения у различных ведомств по данной теме будет разным», — говорит Быковский.

С одной стороны, если судить по заявлениям чиновников профильного ведомства — Министерства информации — вопрос о либерализации сферы СМИ для них на повестке дня точно не стоит, отмечает он.

С другой — есть интересы того же МИДа. Практика штрафования журналистов и блогеров за изготовление продукции для СМИ не укладывается ни в какие рамки, Запад не станет воспринимать это как норму, подчеркивает медиаэксперт.

«Из-за таких примеров деятельность белорусских дипломатов, пытающихся представить Беларусь страной, которая, пусть медленно, но движется в сторону либерализации, становится бессмысленной. Поэтому, скорее всего, внутри власти будет определенное лоббирование с тем, чтобы столь яркую проблему снять, не штрафовать блогеров за ролик на YouTube или за трансляцию в «Фейсбуке», — прогнозирует Быковский.

Бастунец главной проблемой в сложившейся ситуации называет отсутствие гарантий. Репрессивные статьи законодательства, по его словам, могут не применяться к журналистам пусть даже длительное время.

«Но как только ситуация обостряется, их вновь начинают активно использовать. Я уверен, что на региональном уровне представители местных властей и силовых структур прибегают к статье 22.9 для давления на тех журналистов, которых считают неугодными», — отметил председатель БАЖ.

Он надеется на то, что давление на фрилансеров в ближайшие месяцы будет снижено. «Но решение проблемы как таковой лежит в политической плоскости. Пока она не будет решен на правовом уровне, говорить о гарантиях невозможно», — подчеркивает руководитель журналистской ассоциации.

Татьяна Коровенкова.

Источник: Белорусские новости.