В 2016 году массу непонимания и даже возмущения вызвало введение нормативов по оплате расходов на общедомовые нужды. Стремясь исправить ситуацию, муниципальные власти в некоторых регионах своей волей отменили оплату этих расходов либо дали неофициальное указание «обнулять» в квитанциях их стоимость. Государственная Дума, стремясь исправить ситуацию, рассматривает в третьем чтении законопроект, об оплате общедомовых нужд в объёме фактически потреблённых коммунальных ресурсов. По мнению члена Комитета Госдумы по энергетике Бориса Гладких, этот законопроект даст право общему собранию собственников своим решением определять размер потреблённых ресурсов по показаниям общедомового прибора учёта. При этом, если потребление будет меньше установленного нормативом, плата будет меньше. Если больше норматива — оплата пойдет по нормативу. Кроме того, инициатива не позволит управляющим компаниям через общедомовые нужды переложить свои потери на конечных потребителей услуг.
Эксперты отмечают, что, несмотря на позитивный дух законопроекта, он может создать ряд новых проблем. Например, по мнению ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, было бы правильнее при переходе на работу показаниям общедомового прибора учёта было бы правильнее вообще отказаться от каких либо нормативов. Наличие норматива может спровоцировать ситуацию, когда управляющие компании будут «гасить» сверхнормативную разницу за счет сумм, предназначенных для капитального ремонта.
Кроме того, по словам первого заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ и строительству Светланы Разворотневой, большую проблему создает непрозрачная методика расчетов норматива общедомовых нужд. По данным мониторинга Общественной палаты, к 1 июня 2017 года новые нормативы не приняты в Москве, Якутии, Крыму и Чукотском автономном округе. Но и там, где уже приняты, нормативы утверждаются по типам домов, и вопрос их типологизации остаётся открытым. В некоторых регионах власти сочли, что существуют только три, максимум пять типов домов. Но есть и много желающих составить более «подробную клаассификацию». Дальше всего продвинулись власти Калининградской области, определившие 106 типов жилых домов. Кроме того, от субъекта к субъекту колеблется величина норматива по конкретным коммунальным ресурсам. Наконец, регионы используют разные методики расчёта общедомовых нужд. Некоторые учли в расчётах освещение всех чердаков и подвалов, что привело к существенному повышению платы.
Приходится признать, что решение о нормировании оплаты расходов на общедомовые нужды создало конфликтную ситуацию. С одной стороны баррикад оказались «рассерженные собственники», считающие введенные нормативы завуалированной формой повышения стоимости коммунальных платежей. С другой - ресурсоснабжающие организации, вынужденные компенсировать сверхнормативную разницу». Есть надежда, что новый законопроект изменит ситуацию к лучшему. Что вряд ли сделает тему ЖКХ менее проблемной.
Любой вопрос ЖКХ требует разъяснительной работы, вести которую могут муниципальные средства массовой информации. Это их тема. И это их шанс найти для себя новую аудиторию.
Барг Игорь Андреевич.
Источник: PlanetaSMI.