«Российская газета» опубликовала статью «Рекламная пауза», в которой говорится: «Нам хотят дать возможность смотреть кино, телепередачи и слушать радио без перерывов на рекламу. Правда, только в воскресенье с 6.00 до 24.00. Законопроект, запрещающий прерывать рекламой телепередачи, фильмы и радиопередачи в это время, внесен в Госдуму». Авторы поправок в закон «О рекламе», а ими стали депутаты И.В.Лебедев, В.Е.Деньгин, Я.Е.Нилов и В.В.Сысоев, объясняют необходимость запрета тем, что в выходные люди должны «иметь возможность спокойно смотреть передачи, документальные, художественные фильмы. А когда они периодически прерываются агрессивной рекламой, это уже не отдых. Навязчивые ролики напоминают людям о разных заболеваниях, проблемах, попросту раздражают». Кроме того, депутаты считают, что дети и подростки смотрят телевизор в выходные чаще, чем в будние дни, и у них «может формироваться неправильное представление о жизни».
По этому поводу «РГ» опубликовала мнение маркетолога Романа Алехина, который утверждает, что запрет на рекламу в воскресные дни «не имеет под собой никаких оснований с точки зрения разумности и целесообразности», поскольку кроме радио и телевидения есть много других каналов распространения рекламы – это интернет, наружная реклама, пресса и т.д. Кроме того, полагает маркетолог, ограничения на рекламу не работают, и это видно на примере запрета рекламы пива, когда производители этого напитка стали рекламировать безалкогольное пиво под теми же брендами. Р.Алехин подчеркивает, что инициатива напоминает ему предложение ограничить работу гипермаркетов в выходные дни, что не вписывается в законы рынка, который должен регулировать себя сам.
Я бы к сказанному добавил, что депутаты не докрутили до конца свою идею, я бы сказал, не учли многоконфессиональность россиян. Это у христиан каждое воскресенье – праздник, поэтому и выходной. А у евреев, к примеру, это шабат каждую субботу, у мусульман – пятница. Аргументация депутатов о том, что в выходные дни человек не должен отдыхать, а не подвергаться воздействию рекламы, имеет смысл. В нашей стране только официальных праздников и выходных дней почти треть календарного года. Плюс религиозные праздники всех четырех конфессий. Вот и надо бы депутатам охватить весь этот массив, в который человеку хочется отдохнуть. Вот это был бы правильный масштаб новой депутатской инициативы!
Добавлю к этому, что радио и телевидение на рекламе в выходные дни зарабатывают до четверти своих доходов. Очевидно, что реализация депутатской инициативы станет большим ударом по их экономике.
Если говорить серьезно, хочу напомнить господам депутатам, что они в настоящее время рассматривают бюджет на 2018 год, в котором предусматривается сократить расходы на СМИ на 12 млрд рублей. А где их взять? Вот бы и предложили господа депутаты полностью либерализовать рекламу в стране и дать возможность электронным и печатным СМИ зарабатывать на рекламе и тем самым помочь государству рублем. И это был бы правильный государственный подход. К сожалению, сил на такой экономический реализм у депутатов не хватило, и они предложили упрощенный вариант – запретить.
Очень хотелось бы, чтобы депутаты ГД поменяли отношение к российской экономике в целом и от выработки запретительных мер перешли бы к стимулированию и поддержке всей хозяйственной деятельности, включая медиаиндустрию.
Блог Александра Оськина
Источник: LiveJournal.