Куда и почему исчез киоск? Тиражи газет сокращаются намеренно

На минувшей неделе несколько десятков человек внезапно выпали из числа наших читателей, живущих в Самаре. Но не потому, что их перестало устраивать содержание газеты, а потому, что в прошедшую субботу, придя к киоску «Роспечати», что стоял возле городской больницы имени Пирогова, они не обнаружили его на том месте, где он находился не одно десятилетие.

– Я уже много лет оформляла подписку на «Социалочку» именно в этом киоске, который совсем недалеко от моего дома, – рассказала Вера Сергеева, позвонившая в редакцию. – Это и намного дешевле, чем на почте, и значительно надежнее, так как из почтового ящика газета иногда пропадала. И вдруг такой неприятный «сюрприз». Что мне теперь делать, где получать свою любимую газету?

На этот вопрос Вере Сергеевой и другим нашим читателям, которым преподнесли такой сюрприз, отвечает заместитель генерального директора «Роспечати» Александр Скопинцев: «Когда не-ожиданно исчезает какой-либо киоск «Роспечати», самарцам надо позвонить по телефону 334-56-26, и мы объясним, где теперь они смогут получать периодику, на которую были подписаны, а также где смогут получить назад свои деньги, если новый киоск расположен от них далеко или в неудобном месте».

За последние пару лет «сюрпризы» с неожиданными исчезновениями уже около двух десятков киосков «Рос¬печати» получили сотни наших читателей. Кто-то менял место подписки, но были и такие, кто отказывался от нее по причинам, о которых уже сказал Александр Скопинцев. Если учесть, что один номер газеты читают в среднем четыре человека, то число «осюрпризенных» людей составляет несколько тысяч.

Киоски «Роспечати» сносят в последние годы по разным причинам. Где-то обнаруживается, что у «Роспечати» нет оформленного по всем правилам договора на аренду земли. Где-то киоски попадают под масштабную реконструкцию самарских улиц, готовящихся к футбольному чемпионату, – очевидно, своим видом могут испугать иностранных болельщиков. Где-то находится еще какая-нибудь причина.

Словом, налицо результат каких-то «междусобойных» разборок коммерческой структуры и властей предер¬жащих. Но беда в том, что те же власти предержащие не задумываются над тем, что последствия ликвидации таких киосков сильно отличаются от последствий ликвидации пивных, мясных или овощных ларьков. Киоски «Роспечати» при всей их коммерческой сущности являются объектами социального предпринимательства, как это недавно подчеркнул глава российского правительства Дмитрий Медведев. Он дал поручение создать в стране благоприятные условия для увеличения их количества, но никак не сокращения их численности и доступности.

Увы, по доступности и распространенности таких объектов социального предпринимательства наш регион находится где-то на 50-м месте в стране среди 83-х субъектов Федерации, что не делает нам чести. А ведь, согласно последним социологическим исследованиям, в тех регионах, где киоски максимально доступны, явка на выборы всех уровней власти прямо пропорциональна такой доступности. И власть обязательно должна учитывать это в своей работе.

Что бы там сегодня ни говорили телевизионщики и радийщики об отмирании и даже якобы ненужности печатных средств массовой информации, те люди, которые всегда ходят на выборы, от последних никак не отказываются. Мимолетно увидев или услышав какую-то новость в том или ином эфире, они хотят спокойно, «с чувством, с толком, с расстановкой» подробно прочитать об этом в газете. А иногда даже и перечитать.

К примеру, одно дело смотреть интервью или выступление губернатора в теле¬эфире, и совсем другое – прочитать основные, так сказать, акцентные моменты этого выступления в газете, задуматься над ними и снова перечитать. Степень воздействия печатного слова в этом случае гораздо выше. И потому снижение доступности такого слова – это еще и снижение интереса значительного числа людей к действиям властей всех уровней, а в конечном счете и снижение эффективности этих действий.

В некоторых регионах России уже давно это поняли и предприняли ряд мер, способствующих расширению сети киосков «Роспечати». Точнее, не киосков даже, а просторных павильонов. В них, как правило, три отделения: пресса, книги и чай-кофе вкупе с прохладительными напитками. То есть человек, заходя в такой павильон, может одновременно удовлетворить свои потребности – полистать какую-то книгу или журнал за чашечкой кофе или стаканом чая. Кстати, в архивах нашего архитектурно-строительного института есть дипломный проект одной из выпускниц, которая больше десяти лет назад как раз и предлагала создать в нашем областном центре именно такие, как выразился премьер, социально значимые объекты.

Так что не надо изобретать кем-то давно изобретенный велосипед. Достаточно внимательно ознакомиться с опытом Воронежа или Липецка, которые давно идут впереди России всей. И вместе с «Роспечатью» и ЗАО «Печать» перенять то, что там уже сделано. Выиграют от таких инноваций все – и жители, и власти.

Но вот если распространители печатных изданий и власти предержащие будут по-прежнему бодаться друг с другом, то проиграют и те, и другие. И, разумеется, все мы.

Аркадий Соларев

Источник: Кавказ-Экспресс.