В России стали чаще нападать на журналистов и правозащитников

В июле «Фонд Бориса Немцова за свободу» представил общественности аналитический отчет о нарушении политических свобод в России. В документе подсчитали количество законодательных инициатив последнего времени, ограничивающих гражданские права. Кроме того, авторы обратили внимание на факты ущемления свободы собраний и свободы слова в РФ и свободы вероисповедания. За годы, прошедшие после присоединения Крыма, в России выросло число случаев физического воздействия на политиков, правозащитников, журналистов и гражданских активистов. 

Авторы документа провели анализ политических преследований с 2012 года по настоящее время. 

Именно 2012 год стал отправной точкой, поскольку тогда президент Владимир Путин вступил на третий срок, что «оказалось поворотным моментом в истории взаимоотношений государства и общества в России». С этого периода возросло давление как на гражданское общество в целом, так и на людей, впервые принявших участие в уличных акциях протеста. «Целью стратегии стало подавление активности потенциальных новых участников протеста», – говорится в докладе.

Следующим поворотным этапом, по мнению авторов, стали 2014–2015 годы, когда основным сюжетом актуальной повестки становятся ситуация военного конфликта на территории Украины и присоединение Крыма.

А с весны нынешнего года наблюдается усиление репрессивной активности государства, причем особенно тревожными выглядят попытки ограничения интернет-свобод. Это связано со вступлением в силу  «закона Яровой», а также с президентскими выборами 2018 года, отмечается в докладе. Также авторы связывают усиление давления на гражданское общество с возросшей протестной активностью, проявившейся во время протестных акций лидера Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального 26 марта и 12 июня.

Обостряется социальный протест, причем разные формы акций проводятся одновременно по всей России. Это и протесты дальнобойщиков против системы «Платон», пикеты, митинги и голодовки обманутых дольщиков, заемщиков и ипотечников, а также акции протеста против реновации в Москве. Авторы отмечают, что реакция власти выражается в игнорировании недовольства гражданского общества в целом наряду с задержаниями и арестами наиболее активных протестующих.

В докладе отмечается, что принимаемые Госдумой законы все больше ограничивают гражданские права. «Поправки, внесенные в действующее законодательство, можно структурировать таким образом: расширение полномочий правоохранительных органов, усиление регулирования религиозной деятельности, новые требования к операторам связи и интернет-ресурсам, новые требования к перевозчикам и операторам почтовой связи. В числе изменений – повышение сроков наказания по ряду статей УК, введение дополнительных оснований для запрета на въезд и выезд», – сказано в отчете.

Авторы указывают, что были приняты законы, ужесточающие экстремистское законодательство новыми правилами, касающимися провайдеров и СМИ, о надзоре за осужденными по делам о терроризме и экстремизме, а также закон, который приравнивает встречи депутатов всех уровней с избирателями к публичным мероприятиям. Упоминается и президентский указ об особых мерах безопасности во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018-м, ограничивающий свободу собраний в Москве, Петербурге и еще ряде регионов.

Появились и первые осужденные по наиболее противоречивым законодательным инициативам. В частности, по новой статье о недоносительстве (ст. 205 ч. 6 УК «Несообщение о преступлении террористической направленности») житель Астрахани Улукбек Гафуров приговорен к штрафу в 70 тыс. руб. за то, что он не сообщил о знакомом, проходившем подготовку в лагере боевиков и принимавшем участие в военных действиях на стороне террористов.

По информации Судебного департамента Верховного суда можно сделать вывод о том, что число осужденных по террористическим статьям удвоилось по сравнению с 2015 годом, отмечается в документе. Упоминается также усиливающееся давление на разные социальные группы, участвующие в акциях протеста: ЛГБТ, дальнобойщиков, протестующих против системы «Платон», участников «Тракторного марша», обманутых дольщиков.

Автор мониторинга Дженни Курпен указывает на рост числа политических уголовных дел в 2017 году. Помимо административных арестов и тысяч административных дел в отношении участников антикоррупционных акций 26 марта и 12 июня более 10 человек уже стали фигурантами уголовных дел. Речь идет о обвинениях по трем статьям Уголовного кодекса: ст. 213 (хулиганство), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 318 УК  (применение насилия в отношении представителя власти).

К числу политических авторы доклада отнесли также «дело Дмитрия Богатова», возбужденное по ст. 202 (оправдание терроризма), а также «дело Вячеслава Мальцева и Марка Гальперина», против которых выдвинуто обвинение по 280 ст. (экстремизм).

Состояние свободы вероисповедания в докладе также признано неудовлетворительным. Авторы напоминают о запрете в России организации «Свидетели Иеговы». В то же время практика по возбуждению уголовных за «оскорбления чувств верующих» показывает, что их возбуждают по крайне спорным основаниям, таким как публикации в социальных сетях в Интернете или «ловля покемонов» в храме. Напомним, что блогер Руслан Соколовский получил за «ловлю покемонов» в храме 2,3 года условно.

Беспрецедентно возросшее давление на юристов и адвокатов авторы доклада называют главной тенденцией начала этого года: «Существенно увеличилось не только количество эпизодов неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов и неустановленных гражданских лиц в их отношении, но также степень и форма оказываемого давления».

А начавшиеся регулярные нападения на оппозиционных политиков, активистов, журналистов и блогеров стали тревожной тенденцией. Отмечается, с конца апреля 2017 года практически постоянный характер приобрели «резонансные избиения, поджоги имущества и нападения с применением зеленки и других химических жидкостей». 

За этот период времени, напоминают авторы, произошло нападение с зеленкой на лидера партии ПАРНАС Михаила Касьянова, Алексея Навального и блогера Илью Варламова и целый ряд гражданских активистов. 21 апреля в Москве была подожжена квартира депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова. Авторы доклада пришли к неутешительному выводу, что за последние годы политическое преследование гражданского общества в России увеличилось и наблюдается тенденция роста.

При подготовке документа использованы данные российских и международных правозащитных организаций, свидетельства адвокатов и очевидцев, а также материалы российских независимых СМИ, таких как информационно-аналитический центр «Сова», «Мемориал», Фонд защиты гласности, «Агора», Amnesty International, Human Rights Watch и др. Кроме того, в докладе приводятся данные крымских правозащитных организаций: «Крымская полевая миссия», «Крым-SOS», Крымская правозащитная группа. А также, как отмечают авторы отчета, публичные заявления официальных лиц, комментарии адвокатов и свидетельства очевидцев, материалы портала «ОВД-Инфо», изданий «Медиазона», «Медуза», «Крым. Реалии» и «Кавказский узел». 

Дарья Гармоненко