Вышли в тираж: как в Ростовской области развивается книжный бизнес

Региональные книгоиздатели сокращают объемы производства и ищут новые форматы для сбыта своей продукции. По данным Российской книжной палаты, общий тираж книг и брошюр, изданных в России в прошлом году, составил 446,3 млн экземпляров, что на 3% меньше, чем в позапрошлом. Не имея возможности попасть в федеральные торговые сети, издатели стали развивать интернет-продажи.

 

Падающие тиражи

Книгоиздатели сокрушаются: их продукт испытывает давление со стороны интернета, телевидения, а небольшие дотации вынуждают «книжников» издавать литературу за свой счет и с немалым трудом потом ее продавать. Последним разочарованием стало распоряжение о мерах поддержки книготорговли и распространения печатных СМИ, которое в апреле текущего года подписал Дмитрий Медведев.

Вопреки всем надеждам участников рынка, помощь окажется, образно говоря, номинальной. Так, предлагавшиеся ранее экономические меры, включая обнуление НДС, рост субсидирования и снижение почтовых тарифов, в документ не вошли. Как в таких условиях будут выживать региональные книгоиздатели, обсудили участники отраслевой конференции, прошедшей в начале июля в Ростове.

По словам вице-президента Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) Олега Филимонова, одной из острых проблем отрасли в настоящее время является сокращение среднего тиража. На сегодняшний день он составляет 3800 экземпляров.

 «По итогам 2016 года в России насчитывалось 5800 издателей. Из них половина выпускает только 10–12 книг в год. Что крайне мало, чтобы бизнес считался рентабельным», – рассказал Олег Филимонов. Он также отметил, что около 55% общего объема издаваемых в стране книг имеют тираж в пределах 1000 экземпляров, а еще 40% – 500 экземпляров в год. Другими словами, книг у нас много, но большинство из них с неокупающимся тиражом.

В регионах, конечно, есть примеры издательств, которые по объемам могут составить конкуренцию федеральным игрокам. Но их крайне мало. К примеру, ростовский «Феникс» выпускает 3,7 млн экземпляров в год, что дает ему основания находиться на 12-м месте в РФ. А если оценивать результаты только региональных издательств без учета данных по ЦФО, где преобладают московские издательства, то «Феникс» – бесспорный лидер. По информации Российской книжной палаты (филиала ИТАР-ТАСС), в прошлом году «Феникс» занял первое место в стране среди регионалов, выпустив 438 названий печатной продукции.

Но «акулы» книжного бизнеса к его продукции относятся настороженно, отмечая, что у «Феникса» хоть и много книг, но все они однотипные и на плохой бумаге.

«Хромающий» сбыт

Другая проблема отрасли, как и любого бизнеса, – сбыт. Книгоиздатели готовы издавать больше, но с каждым годом их каналы реализации сужаются. Как показал опрос, 36% из них продвигают свою продукции собственными силами, 21% – через мелкие книжные магазины, 8% – через библиотеки. Новый тренд 2016 года – продажи через интернет. Уже 8% опрошенных региональных издателей заявили, что реализуют свою продукцию онлайн. До этого никто из них не рисковал осваивать эту нишу, отметил Олег Филимонов.

Иметь фирменные точки невыгодно, давят арендные ставки. Сотрудничество со специализированными магазинами высоких доходов тоже не приносит. Пробиться на полки федеральных сетей порой не могут даже крупные столичные издатели. Напрямую с магазинами работать им не удается, хромает логистика. Поэтому приходится сбывать через перекупщиков, которые накручивают цену в три-четыре раза. Не складываются отношения и с региональными библиотеками, работающими по тендерам.

Библиотекари, в свою очередь, жалуются, что готовы закупать много хороших книг. Но все упирается в финансы. «Бюджет одной сельской библиотеки на закупку книг составляет 30–40 тысяч рублей в год. И тут перед библиотекарем встает вопрос: приобрести пять хороших книг или 10 читаемых», – рассказала представитель Донской государственной публичной библиотеки.

Учитывая все эти тенденции, руководители издательств предложили создать государственную структуру распространения книжной продукции. Иначе через несколько лет региональное книгоиздательство превратится в «исчезающий вид».

Марина Романова [газета «Молот»]

Источник: Don24.ru