В совещании приняли участие члены рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», представители Центра правовой поддержки журналистов, федеральных органов власти – Минкомсвязи, Минприроды России, Роспечати, Роскомнадзора, ФГУП «Почта России», редакторы и издатели печатных СМИ, представители отраслевых ассоциаций. PlanetaSMI.ru публикует текст выступления Председателя Правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Владимировича Оськина.
Коллеги, хочу сказать сразу, ситуация с подпиской сложилась плохая. И более того, она ухудшается от одной подписной кампании к другой. Напомню, что еще три года назад населению по подписке доставлялся 1 миллиард экземпляров газет и журналов в год, в настоящее время эта цифра сократилась почти в два раза – до 0,55 миллиарда. И будет падать дальше. Единственная страна в мире, где подписка стала дороже розницы, это Россия. Например, в США розница дороже подписки в 10-15 раз, и во всех странах мира подписка дешевле. У нас же подписка стала дороже розницы. И поэтому, что бы мы ни делали, какие бы усилия ни прилагала "Почта России" и издатели, ситуация будет все хуже и хуже. Именно потому, что подписка стала дороже розницы. Не интернет убивает печатные СМИ, их убивает человек. Я напомню, кроме подписки у нас падает и розница. Вместо 42 тысяч киосков прессы в России осталось 20 тысяч. Такое падение означает, что уничтожение прессы рукотворное, по экономическим причинам и по причинам, связанным с действиями чиновников на местах.
Что касается подписки. Скажу прямо, на наш взгляд, подписка – это элемент информационной безопасности страны. Когда подписка доходит до самых крайних уголков России, она несет печатное слово, и это слово правдивое. Это слово, выверенное ответственными людьми в редакциях. То, что несет интернет людям, вы догадываетесь, интернет – это помойка, где можно найти самые безобразные, самые гнетущие сведения, и они доходят до пользователей сети. А в газетах и журналах, даже если они развлекательные, вы не найдете того, что найдете в интернете. И в этом смысле, на наш взгляд, вся пресса, разрешенная законом, должна иметь право и возможность дойти до своего читателя, своего потребителя. Когда у нас обостряется ситуация с нашими противниками за рубежом, когда они ведут агрессивную информационную войну против нас, конечно, нам надо, чтобы пресса доходила до самых отдаленных уголков страны. И подписка для этого – самый эффективный механизм.
Мы считаем, что когда три года назад по инициативе Минфина в целях экономии были ликвидированы субсидии на доставку подписных изданий населению, это была большая ошибка. Не скажу – преступление, но очень серьезная ошибка. И вот сейчас, нам известны данные о бюджете на будущий год и на дальнюю перспективу, который будет рассматриваться Думой осенью и в котором еще более сокращаются ассигнования на все СМИ – на 12 миллиардов рублей только в 2018 году. А про прессу, про подписку нет ни строчки. Мы говорим о необходимости повысить затраты на оборону, и это правильно. Но почему мы не говорим о необходимости повысить затраты на главное наше информационное оружие – на подписку? Этого нет, и это очень плохо.
Поэтому мы предлагаем принять меры, убедить тот же Минфин, Минэкономразвития в необходимости возврата субсидий на доставку подписных изданий в качестве элемента укрепления информационной безопасности страны. Это первое.
Второе. Меры, которые сегодня применяют Минсвязь, применяет "Почта России" для того, чтобы поддержать отдельные издания, это хорошие меры. Но я скажу вам откровенно, они очень малозначительны. Примерно 3-4% российских изданий поддерживаются этими мерами, и то в небольшом объеме. И на эти СМИ падает подписка. Вот понимаете, принимаем меры, поддерживаем социально значимые издания, а подписка на них тоже падает. И я вас уверяю, что если сейчас она упала вполовину, она упадет еще больше.
Еще одна деталь. Мы на основании данных "Почты России" выяснили очень простую закономерность: чем выше уровень подписки в регионе, тем выше явка на избирательные участки. Представляете, прямая связь! Мы проанализировали 80 с лишним субъектов Российской Федерации и эту связь выявили. Высокий уровень подписки - высокая явка на избирательные участки. Низкий уровень – низкая явка.
Если говорить о стратегии, о перспективах, о развитии культуры, духовности, наконец, об информационной безопасности страны, надо ставить вопрос радикально – о необходимости возврата субсидий на прессу. Они существуют во всех странах мира кроме России. Это ошибка.
И еще один момент очень важный, я имею в виду позавчерашние события в Перми. Вышло постановление федеральных органов об объектах культурного наследия. Замечательное постановление. Но в Перми издали внутреннее постановление о том, что означает понятие "объект культурного наследия". И в один день должны быть уничтожены 26 киосков прессы, потому что рядом с объектами культурного наследия не могут стоять объекты по продаже печатной периодики, книг и т.д.
У нас с книгами полное безобразие в стране. Книжных магазинов сейчас меньше, чем было в царской России. Умирает книжный магазин по причинам экономическим, и это проблема государственная. Мы, с одной стороны, говорим о необходимости воспитывать подрастающее поколение, а с другой – уничтожаем всю систему распространения печатного слова населению. Это очень плохо. Поэтому, дорогие друзья, наша ассоциация считает, что в этом смысле необходимо рассматривать вопрос шире, глобальнее, в масштабах нашей страны, в масштабах стратегии. И в масштабах стратегии надо возвращать субсидию на доставку подписных изданий и надо поддерживать продвижение печатного слова по всем возможным каналам. Спасибо.
Источник: PlanetaSMI.RU