Тогда журналистика изменилась быстро и кардинально. Тиражи многих московских изданий резко выросли, очередь за ними выстраивалась в киоски с раннего утра. Атмосферу того периода хорошо передает анекдот. Два приятеля разговаривают по телефону: "Читал передовую статью в "Правде"?" – "Нет. Расскажи, о чем она?" – "Не могу…Это не телефонный разговор".
Но "Социалистическая Осетия" не стала крикливо-обличительным изданием. (Как показало время, это было правильным решением, хотя в целом это тема другого разговора.) Несмотря на отсутствие "жареных" материалов, газету в республике любили, каждая семья ее выписывала домой, "разлеталась" она и в киосках "Союзпечати".
"СО" выполняла миссию одностороннего "Фейсбука" – объединяла всех ее жителей в одно сообщество. Она затрагивала темы, которые интересны были почти всем в республике, обходясь без политики и желтизны. С утра газету можно было увидеть как на у столе министра, так и в будке сапожника. К полудню ее доставляли в села, где газету ждали! Я знал людей, которые прочитывали "СО" ежедневно от корки до корки. Были, конечно, и такие, кто ограничивался последней страницей: объявлениями о киносеансах, сводкой погоды и траурными извещениями… Но в целом умонастроения жителей республики формировала именно "СО".
Читала внимательно газету "Социалистическая Осетия" и тогдашняя молодежь. Убедил меня в этом курьезно-поучительный случай, произошедший летом 1988 года, после моего репортажа об открытии фирменного магазина "Электроника" на улице Кутузова. Он торговал продукцией отечественного оборонного комплекса. Обращу внимание, что "оборонка" тогда стала выпускать и сверхдефицитные видеомагнитофоны. Кто жил в то время, помнит, что тогдашний обладатель "видика" чувствовал себя, как сегодня – хозяин автомобиля уровня "Майбаха". И надо же было нам с директором "Электроники" довольно самоуверенно повести разговор об этой мечте любого молодого человека:
– Вы говорите, что аппаратуру можете даже заказывать для продажи на отечественных оборонных предприятиях. Выходит, что и видеомагнитофоны у вас можно будет купить?
– Можно!
В редакции я засомневался: надо ли публиковать эти слова? Но успокоил себя тем, что мой опытный собеседник зря говорить не станет – был, видимо, в этом какой-то для него смысл.
Но мы просчитались. Что потом происходило с телефоном директора "Электроники" как минимум месяц, он, возможно, помнит до сих пор. Ему звонили с настоятельной просьбой продать "видик" не только почти все, кто хоть как-то с ним был знаком, но и сотни совершенно чужих людей, в том числе и из-за пределов республики. Родственники, друзья и близкие знакомые звонили по этому поводу домой. Он был уже готов самостоятельно наладить производство этих "видиков", только бы его оставили в покое! Конечно, видеомагнитофоны в "Электронике" так и не появились – самый большой дефицит, как мы знаем по советскому прошлому, "испарялся" еще на базах, не доходя до прилавков. Возможно, многие потом укоряли директора за неисполнение обещания…
История оказалась поучительной для нас обоих. Директор понял, что со словами в присутствии журналиста надо обращаться осторожно. А я убедился, что читательская аудитория у газеты огромна и следит она за каждой нашей строчкой. Потому и важен принцип: семь раз проверь – один раз напиши…
У каждого автора "СО" есть особого рода читатели – родственники, друзья и знакомые. Они часто гордятся, что близко знают человека, имя которого чуть ли не ежедневно мелькает на страницах главной газеты республики. Не упускают случая похвалить автора из самых добрых чувств. Как однажды это сделала соседка моей бабушки в Беслане:
– Слежу за всеми твоими статьями в газете. Если честно, читать не интересно, но все равно ни одной не пропустила!
…Возможно, журналист я так себе, но как человек что-то значу, подумал я тогда, благодаря соседку бабушки за внимание к себе и к газете "Социалистическая Осетия"…
Олег Кусов
Источник: Северная Осетия.