Стоит отметить, что в каждом муниципальном образовании нашего края к предпринимателям разное отношение. Где-то стараются бизнес поддерживать, где-то, напротив, задавить административным давлением. Первых, к сожалению, можно пересчитать по пальцам.
Дело в том, что малый бизнес, как правило, полностью находится под контролем муниципалитетов, и наш край не исключение. Из-за этого в Ставрополе остро стоит проблема нестационарной торговли. За пять лет работы главы администрации Андрея Джатдоева снесено почти полтысячи уличных киосков, ларьков и павильонов. Действительно, некоторые из них были построены незаконно и при этом не платили налоги в бюджет города. Но на этом очистка города от торговых точек не закончена. Еще около двухсот ларьков, по мнению главы, портят исторический облик краевого центра.
В конце апреля текущего года по инициативе уполномоченного по защите прав предпринимателей региона Кирилла Кузьмина проблема была обсуждена на совещании в администрации Ставрополя. Тогда представитель города пояснил, что необходимо было изменить порядок заключения договоров в связи с изменениями в Земельном кодексе.
Поэтому в 2015 году в Ставрополе была утверждена схема размещения объектов нестационарной торговли (НТО), согласно которой хозяйствующие субъекты могли заключить договор на размещение НТО по результатам конкурса. При этом киоски должны соответствовать стандартам архитектурного облика краевой столицы.
С марта по апрель 2017 года были проведены конкурсные процедуры. По словам одного из предпринимателей, они прошли с серьезными нарушениями. Правила конкурса подразумевают, что в нем может принять участие предприниматель из любого сегмента торговли. Но дело в том, что объем прибыли зависит от характера продаваемого товара. Например, киоск с хлебом и хлебобулочными изделиями работает круглый год, а вот ларек с мороженым – это сезонный бизнес. Соответственно, рентабельность разная. Поэтому цену на конкурсе может предложить выше точка, торгующая продуктами постоянного спроса.
Много вопросов осталось к самому конкурсу: почему никто даже не постарался учесть мнение и интересы предпринимателей в части размещения торговых точек, формирования лотов и дизайна ларьков?
На конкурс было выставлено 56 мест для размещения киосков с мороженым и хлебом. А единственный критерий оценки, который учитывался, был размер платы за право на торговлю, вносимой в бюджет. В результате получилось, что 13 лотов вообще остались неразыгранными из-за невостребованности места, и некоторые предприниматели просто остались не у дел.
Председатель совета директоров ОАО «Иней» Александр Багаев рассказал, что заменить киоск, внешний облик которого соответствовал бы заявленным требованиям, просто нерентабельно. Стоимость одного ларька составляет около 400 – 500 тысяч рублей при средней прибыли за год одной торговой точки, продающей мороженое, – 40 тысяч рублей.
На этом же совещании были представители и из других муниципалитетов. Так, предприниматель из Ипатовского района сообщил, что существует положительная практика в других регионах страны, где без проведения конкурсной процедуры заключается договор с хозяйствующим субъектом, который ранее размещался на данном месте. Стоит отметить, что применяется подобный подход и в отдельных муниципалитетах края. Получается, что в рамках закона можно все-таки найти выход из ситуации. Но, видимо, ставропольские чиновники просто не хотят брать это в расчет.
Тогда участники совещания заметили, что подобные проблемы возникают из-за недостаточной коммуникации местных властей с предпринимателями.
В связи с этим Кирилл Кузьмин обозначил, что по поручению губернатора Владимира Владимирова институтом уполномоченного предложен механизм взаимодействия власти с бизнесом на местах, который уже направлен всем муниципалитетам.
К сожалению, после совещания в Ставрополе ситуация коренным образом не изменилась, хотя такие обещания были. Навстречу предпринимателям так никто и не пошел.
В конце августа должен пройти еще один конкурс по НТО, но правила остались прежними. Любой желающий может воспользоваться лазейками в них. Например, выиграть точку, но так и не начать там работать. Ведь важна лишь предлагаемая цена за место. Ситуация повторяется: сегодня из почти 30 разыгранных мест только на одном установлен киоск, который работает. Возможно, это и нужно местной администрации – убрать такой малый бизнес, который не будет портить архитектурный облик города.
Но скоро положение дел должно измениться. Недавно Министерство промышленности и торговли РФ анонсировало подготовленные поправки в федеральный закон, регулирующий торговую деятельность. Именно с их помощью должен быть решен этот вопрос.
Согласно документу, значительно упростятся правила организации торговых точек. Изменения предполагают передачу регулирования основных правил для бизнеса с муниципального на региональный уровень. За первыми остается лишь функция контроля. В связи с этим предлагаемые поправки должны стать толчком для развития нестационарной и мобильной торговли. Поправки также касаются и упрощения организации рынков и ярмарок.
По мнению бизнес-омбудсмена, это верное решение. Ведь проблемы в регионах одни и те же.
– Со своей стороны мы готовы разработать региональный закон, который поможет снизить административную нагрузку на предпринимателей. Регулирование сферы малой торговли передадим в регион. Ведь сегодня представители этого бизнеса должны приложить огромные усилия, чтобы заключить договоры аренды. Но это неправильно! При любых обстоятельствах мы должны ориентироваться на сохранение бизнеса, – прокомментировал Кирилл Кузьмин.
Предпринимателям нужны в первую очередь понятные правила ведения бизнеса. Эти факторы станут залогом для успешного развития делового климата края.
Валентина Андреева.
Источник: «Ставропольская правда».