М.А. Казаков:
Буду предельно деликатен и краток. Не хотел сегодня переходить опять к поминальным мотивам, которые, в общем-то, у нас преобладают на таких мероприятиях по печатным СМИ. Естественно, каждый кулик свое болото хвалит, мы стараемся сгустить краски опять же в силу своих интересов и объективных причин.
Не соглашусь с Александром Владимировичем Оськиным, что у нас самая плохая ситуация. Что касается мировых трендов, то наблюдается падение тиражей на 10-12% во всем мире, включая Соединенные Штаты. В Штатах, как мы знаем, есть господдержка подписки, и несмотря на эту поддержку, каждый год тираж на 10-12% падает. Что касается Европы, то здесь тренды примерно такие же, хотя господдержка иная. Господдержка идет, например, в форме выделение денег студентам на бесплатную подписку. Во Франции каждый студент имеет право выписать одно издание бесплатно, естественно, общеполитической направленности, не развлекательного характера. К сожалению, поскольку мы действуем без поддержки, полностью за счет ГУП «Почта России» нам бы это было сделать, мягко говоря, тяжело, даже по законодательным инициативам.
Но мы разработали благотворительную акцию «Дерево добра», в рамках который каждый желающий может проявить свой гражданский долг и подписать на прессу любого студента, любую школу-интернат, любой дом престарелых и т.д. Акция набирает обороты, количество заявок от организаций составило уже больше 10 000, поскольку субсидирование этих организаций на подписку закончилось тоже года три или четыре назад.
Что касается нашего тренда, то мы помним, что последние подписные кампании мы держались стойко в районе минус 5%. Последняя подписная кампания – это падение тиража. После справедливой критики, в том числе и Геннадия Николаевича Кудия, мы посмотрели качество тиража и увидели, что дополнительно порядка еще 6% минус– художества наших регионалов составляют. Это, например, газета «Едим дома», каталожная стоимость которой не больше 3-4 рублей. С помощью этого они нам показатели, когда мы их ругали за количество тиража, улучшали. Мы посчитали и объявили, что количественно на последнюю подписную кампанию мы признали результат минус 11%. О результатах последней подписной кампании пока говорить не буду, на следующей неделе мы, как обычно, отдадим результат АРПП, он несколько лучше, чем в предыдущую кампанию. Но опять мы боролись с этим «Готовим дома» и другими изданиями, которые были стоимостью 3 рубля.
Что касается увеличения тарифов. Мы вместе с коллегами из министерства и Экспертного совета, когда утверждали тарифы на первое полугодие 2018 года, сами приняли решение, что на второе полугодие 2018 года мы тарифы замораживаем. Опять же, 1,5 млрд рублей мы тратим на скидки. Но с точки зрения бухгалтерского учета, который проверяется ФАС, Счетной палатой, в том числе, в министерство мы докладываем об убытке по подписке за последние два года. Помимо скидок там еще были затраты, поскольку до уровня нулевой себестоимости мы тарифы не доводили. Соответственно, в 2015 году убыток был 2,2 млрд, в 2016 увеличился на 100 млн и составил 2,3 млрд рублей.
И эти затраты мы перекрываем за счет деятельности других направлений. Как вы знаете, последние два года у нашего предприятия чистая прибыль плюсовая была, поэтому в целом мы справились с задачей.
Что касается самих субсидий, повторю, мы не отказывались от этих субсидий, но мы согласны с мнением Счетной палаты и других проверяющих нас органов, что субсидии были несправедливы. Они выделялись всем и размазывались ровным слоем масла по ломтю хлеба. Когда мы начали проверять, что и куда мы потратили, та же газета «СПИД-инфо» у нас получала скидку, те же «Клубнички», которые там были, тоже имели право на эту скидку. Поэтому, опять-таки, насколько я помню предысторию, как раз при поддержке ОНФ в 2014 году министерство создало Экспертный совет, в этот Совет вошли представители отрасли, все редакторы и издатели со всей территории Российской Федерации, которые начали вырабатывать критерии, кому предоставлять скидки, кто достоин, кто недостоин, тематики, рубрики. Но это была первая попытка, я уверен, что в следующий раз мы справимся.
Инструмент по предоставлению скидок изданиям показал и активность самих издателей. Соответственно, кто попал в список, крайне активно относится к продвижению подписки, крайне активно относятся к нашим инициативам, и лакмусовым таким индикатором являются те люди, которые стараются работать, понимая конкурентность рынка по предоставлению информации.
Что касается розницы на почте, мы считаем, что это такая рекламная витрина для читателя, чтобы потом перейти в подписку. Некоторые издатели говорят, что не хотят заниматься розницей, потому что это проблематично, и они на это не рассчитывают. Мы поняли, что часть издателей готова вместе проводить подписные кампании, часть не готова. Соответственно, сейчас могу сказать, что в ряде случаев при существовании дорожной карты результат был хороший. Когда мы давали на тот момент скидку 30%, тираж все равно сократился вдвое. То есть это зависит опять же от вовлеченности издателя, от того, как мы пропагандируем, от администрации и местных почтовиков во время подписных кампаний.
Что касается мер по улучшению подписки, я не собирался сегодня хвалить Почту и говорить, что мы сделали. Тут еще стоит отметить, что Почта не только за счет индексаций и перекрытия за счет других отраслей пробует уменьшить убыток по этой услуге. Мы запустили проект – собственное подписное агентство, и сейчас проект достаточно серьезно развивается. Много издателей его поддерживают, их количество с тринадцати сейчас уже достигло порядка двух с чем-то тысяч. Соответственно, номенклатура выросла в разы, количество индексов и количество заказов прогрессивно каждую подписную кампанию увеличивается. Более того, про цифровые меры не буду говорить, это мы все делаем.
С чем я сегодня пришел? Пришел с конкретными, на мой взгляд, предложениями. Все мы слышали цифру – порядка 1 млрд рублей господдержки в Якутии. Я считаю положительным опыт, который я наблюдал в ряде регионов: когда издательский дом действительно занимается такими общеполезными тематиками, как воспитание молодежи, спортивная тематика, общественно-политическая либо какие-нибудь определенные национальные вещи, то помимо той помощи, которую он получает от Роспечати при поддержке ОНФ, я имею в виду гранты на сами редакции и так далее, существует на самом деле и поддержка по доставке. Если издатель говорит, что доставку он не может осилить, у него спрашивают: вы включились в список? Такой механизм работает, мне кажется, он достаточно эффективный, потому что все равно всех мы не сможем с вами определить – кто достоин, кто недостоин. А региональные бюджеты все равно существуют. И вот, соответственно, издательство получает субсидию на почтовую доставку, минимизирует свои затраты, но при одном условии – что это издательство освещает тематики, которые востребованы населением. Мне кажется, эта концепция совпадает полностью с последним поручением нашего президента, который на медиафоруме «Правда и справедливость» сказал, что механизм субсидирования Почты был несправедливым. Мне кажется, надо разработать более эффективный инструмент поддержки напрямую издательских домов.
Источник: PlanetaSMI.RU