Москвичей приглашают на выставку о роли прессы в революции 1917 года

С 6 по 10 сентября 2017 года в 75-м павильоне ВДНХ пройдет выставка, посвященная СМИ, выходившим сто лет тому назад.

Пресса на выставке, которую организует Союз издателей «ГИПП» при поддержке ФАПМК, - это и политика, и бизнес, и простые человеческие эмоции, и прогресс, и профессиональный рост, и много чего еще. Пресса всегда была и остается живым организмом, моментально реагирующим на внешние раздражители. Она как зеркало, как катализатор, как лакмусовая бумажка, как жертва, как действующий персонаж спектакля "жизнь". Так было 100 лет тому назад, так есть и сейчас. Подтверждение тому найдут посетители выставки «Пресса-1917», где можно будет и почитать, и посмотреть, и пощупать, и послушать. Почитать и посмотреть – оригинальные и оцифрованные издания, главные экспонаты выставки. Пощупать (и приобрести) – репринтные издания. Послушать – лекции ведущих экспертов в области истории прессы.

Антон Антонович Антонов-Овсеенко, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тверского государственного университета

- ... В России, как и по всей Европе, газетная публицистика стала действенным средством нагнетания напряженности... Главными темами в течение всего 1917 г. оставались вопросы войны и мира, собственности на землю и средства производства. Стилистика же газетных публикаций находилась в постоянной динамике, зависевшей от обострений политической борьбы, расстановки сил и изменений внутриполитической обстановки в целом. ... Стиль газетной полемики после серьезных изменений внутриполитической обстановки менялся не в лучшую сторону: от характерных для начальной стадии революции пафоса и торжественности газеты, представлявшие интересы различных политических сил, перешли к взаимным обвинениям; от всеобщей радости по поводу свержения самодержавия - к требованиям расправы с политическими противниками на основании, будто бы «предательства интересов родины и свободы» (такие обвинения выдвигались не только в адрес большевиков).

Елена Николаевна Брызгалова, профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью Тверского государственного университета:

- В сатирических изданиях 1917 г. одним из ведущих приемов была «сатира факта» - сатирическое переосмысление происходящего, осмеяние того, что произошло в течение последней недели – со времени выхода предыдущего номера. Поэтому сегодня, спустя 100 лет, перелистывая сатирические еженедельники, можно проследить, как менялось общественное мнение, о чем и о ком говорили.

Мария Александровна Ващук, декан факультета фотографии Института гуманитарного образования и информационных технологий:

- Фотография в России на рубеже XIX–XX вв. переживала бурный расцвет. Это было связано со многими факторами: активно развивалась коммерческая фотография, принося владельцем фотоателье хорошие деньги и уважение в обществе. Богатые и роскошные фотосалоны располагались на самых модных улицах крупных городов, ателье поскромнее находили свою аудиторию в среде представителей среднего класса.

Фотографы-профессионалы были востребованы среди всех слоев российского общества, однако вместе с этим наметилось и очень жесткое противостояние между коммерческой фотографией и продукцией фотолюбителей. Многие фотографы, которые видели в фотографии не только возможность заработать, но считали это искусством, противопоставляли себя профессионалам, для которых фотография была в первую очередь бизнесом, средством основного заработка.

Ольга Дмитриевна Минаева, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова:

- К февралю 1917 г. русская женская пресса была довольно разнообразна. Выпускались популярные журналы, освещавшие традиционно женские темы: семья, брак, воспитание детей, литература, мода, рукоделие, кулинария и т.п. Собственно, похожий перечень рубрик мы находим и в современных «женских» журналах. Исследователи женской прессы используют термин «универсальный журнал», в котором рубрики отражают традиционные темы, интересующие читательниц. К универсальным относятся журналы «Женщина», «Женское дело», «Журнал для хозяек», «Журнал для женщин» и другие. Были издания, посвященные только вопросам моды и рукоделию («Моды для всех» (1910–1914), «Вестник моды» (1885–1916), «Белье и вышивка» (1909–1916)) или только педагогике, воспитанию детей, гигиене и т.п.

Феминистками предпринимались попытки выпускать политические издания для женской аудитории. Рынок женских изданий отражал состояние российского общества, в котором традиционные гендерные представления соседствовали с развивающимся феминистским движением и процессом формирования политических партий...

Больше, подробнее, интереснее – на выставке «Пресса-1917». Вход в лекторий – свободный для всех посетителей выставки и Московской Международной книжной выставки-ярмарки.

Дата проведения выставки: 6-10 сентября 2017 г.

Место проведения: Москва, ВДНХ, павильон 75.

Вход на выставку – по билетам ММКВЯ (приобрести можно будет у входа в павильон).

Источник: ГИПП.