Социальная сеть «ВКонтакте» запустила алгоритмическую ленту новостей, основанную на предпочтениях пользователей, при редизайне в апреле 2016 года. В июне того же года «умная» лента стала доступна пользователям мобильного приложения «ВКонтакте».
По данным компании, сейчас 80% пользователей включили «умную» ленту. Руководитель направления машинного обучения и анализа данных «ВКонтакте» Андрей Законов рассказал vc.ru, что активность участников соцсети в разделе новостей увеличилась на 30% относительно показателей прошлого года.
По его словам, с развитием алгоритмической ленты вырос охват не только у пользовательского контента, но и у 55% сообществ.
Охват и обратная связь теперь сильно зависят от качества записи и её актуальности для аудитории. Качественный и уникальный контент показывается выше в новостной ленте и получает больший отклик, неинтересный контент пользователи видят реже. Также мы внимательно следим за балансом новостей от друзей и от сообществ.
Андрей Законов, руководитель направления машинного обучения и анализа данных «ВКонтакте»
Что влияет на ранжирование
В июле 2016 года «ВКонтакте» объясняла в своем блоге, какие факторы влияют на ранжирование контента в ленте новостей.
• Уникальность контента.
• Выбор формата записи — длинный или короткий — в зависимости от предпочтений своей аудитории.
• Медиаконтент в хорошем качестве. Размер иллюстрации в горизонтальной ориентации — не менее 700 пикселей по ширине. Качестве видео должно быть 720p или 1080р.
• Наличие комментариев.
• Частота публикаций.
• Актуальность новостей.
• Добавление собственных комментариев при публикации контента из других сообществ
• Инструменты продвижения.
• Подробная статистика охвата записей.
Предпочтения отдаются записям с тем типом контента, с которым пользователь чаще взаимодействует. В целом «ВКонтакте» советует администраторам сообществ экспериментировать с форматами и тематиками записей и анализировать статистику, чтобы понять интересы своей аудитории.
Сообщества с приростом подписчиков
По данным «ВКонтакте», введение «умной» ленты повлияло на рост аудитории в сообществах образовательного проекта «Саморазвитие» (214%), интернет-издания «Медуза» (67%), поп-культурного проекта Clique(77%), художника Антона Гудима (106%), а также страницы певиц Нюши(69%), Елены Темниковой (49%) и видеоблогера Яна Го (45%).
При этом пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников уточнил, что на показатели может влиять не только алгоритмический принцип отображения новостей.
Редактор отдела дистрибуции «Медузы» Алексей Пономарев рассказал vc.ru, что не заметил резкого прироста после подключения «умной» ленты. При этом администраторы сообщества стараются учитывать принципы работы алгоритмической ленты, которые озвучили представители «ВКонтакте». Однако коренным образом на стратегию поведения «Медузы» в соцсетях эти рекомендации не влияют, отметил Пономарев.
Число подписчиков сообщества действительно растет, но это довольно плавный, органический рост страницы, а всплески связаны не с техническими тонкостями, а скорее с повесткой, например, антикоррупционными митингами весной 2017 года.
Алексей Пономарев, редактор отдела дистрибуции «Медузы»
Ян Гордиенко (Ян Го) рассказал vc.ru, что обратил внимание на приток новых подписчиков в конце 2016 года. Вместе с этим увеличился охват записей.
Как блогеру мне всё нравится — активность, охваты и количество подписчиков растут. А как пользователю мне стало удобнее следить за лентой новостей — у меня почти 600 друзей, читать все их записи каждый день невозможно. С «умной» лентой мне автоматически показываются самые интересные публикации от важных друзей.
Ян Го, видеоблогер
После введения алгоритмической ленты Гордиенко не проводил крупных изменений на своей странице, так как и раньше старался публиковать разные материалы напрямую во «ВКонтакте». Также он использует различные виды контента — видео, изображения, аудио и опросы для подписчиков.
Сообщество Clique тоже не меняло собственную контент-стратегию после запуска «умной» ленты «ВКонтакте», рассказал vc.ru создатель проекта Василий Конад. Но сейчас администрация группы планирует дополнять контент «информативными записями». По словам Конада, это связано только с потребностями аудитории и представляет собой естественный эволюционный процесс любого сообщества.
Художник Антон Гудим в разговоре c vc.ru назвал себя «плохим администратором, который следит за количеством подписчиков краем глаза».
Да, рост подписчиков в последнее время стал ощутимее, но его причины я не анализировал. Дело в том, что сейчас многие сообщества стали публиковать мои работы со ссылкой на меня, и это дает мне некоторый прирост аудитории.
Единственное, как подстраивался под рекомендации для «умной» ленты — на всякий случай увеличил размеры своих рисунков.
Антон Гудим, художник, автор сообщества Gudim
Сообщества с оттоком подписчиков
Среди сообществ, чье количество пользователей, по данным «ВКонтакте», уменьшилось после введения алгоритмической ленты, оказались группы «Разрушители легенд видеоигр» (44%), издания РБК (23%), «Science|Наука» (44%), «Гифок.нет» (22%) и страница певицы Виктории Дайнеко (82%).
Красников в разговоре с vc.ru уточнил, что профиль Дайнеко не ведется с декабря 2016 года. «Это даже история не про падение, а про остаточный трафик. Пользователи всё равно ищут её и что-то смотрят на странице», — отметил представитель соцсети.
SMM-редактор холдинга РБК Арсений Бобровский рассказал vc.ru, что сообщество во «ВКонтакте» следует части рекомендаций руководства соцсети. В частности, по качеству изображений и видео.
Сейчас обсуждаем вопрос возврата комментариев и их модерации с помощью инструментов «ВКонтакте». Но в целом мы достаточно ограничены в адаптации, потому что следуем повестке сайта и, согласно догме РБК, должны придерживаться нейтрального тона, что часто снижает виральность.
Арсений Бобровский, SMM-редактор РБК
Администратор сообщества «Science|Наука» Александр Пулимов в разговоре с vc.ru отметил, что снижение числа подписчиков происходило поэтапно. Также группе пришлось подстраиваться под рекомендации для работы с алгоритмической лентой.
Если бы мы продолжали публиковать контент так же, как раньше, то статистика была бы в два раза хуже, чем сейчас. Отказались от новостей науки в пользу мемов почти полностью, благодаря чему у нас всё еще есть хоть какая-то аудитория.
Александр Пулимов, администратор сообщества «Science|Наука»
Сообщество, по словам Пулимова, будет менять контент-стратегию, как только команда «Science|Наука» поймет принципы «умной» ленты.
Сейчас алгоритмическая лента работает непонятно как, а что делать — никто не знает. Никаких преимуществ у нее нет, лента была запущена с целью увеличения прибыли «ВКонтакте». Алгоритмическая лента не нравится ни пользователям, ни администраторам.
Александр Пулимов, администратор сообщества «Science|Наука»
Еще одним пострадавшим от алгоритмической ленты сообществом о науке стало издание NakedScience. В конце июля 2017 года проект покинул «ВКонтакте» после конфликта с представителями соцсети.
Генеральный директор NakedScience Руслан Зораб заявил, что из-за алгоритмов «ВКонтакте» упал охват его сообщества и количество переходов на сайт, ссылки на который публикуются в записях группы.
Сообщество часто публиковало записи со ссылкой на собственный сайт, что, судя по рекомендациям «ВКонтакте», негативно сказывается на охвате публикаций.
Согласно статистике группы, с начала 2017 года охват группы упал с 2 млн до 1,1 млн пользователей в день.
На вопрос Зораба к разработчику «ВКонтакте» Олегу Илларионову о падении охвата тот ответил: «Сообщество очень спорное — точно нельзя называть это качественным контентом». После этого NakedScience, по словам Зораба, исчезло из списка рекомендаций. В свою очередь Илларионов заявил, что непричастен к удалению сообщества из списка рекомендованных.
27 июля 2017 года в NakedScience появилась запись с инструкцией, как сделать из мужских трусов женский лифчик. Публикация набрала больше просмотров, чем другие.
Зораб рассказал vc.ru, что падение началось сразу после запуска алгоритмической ленты. По мнению руководителя NakedScience, «умная» лента не нравится пользователям и администраторам сообществ. «Жаль, не все администраторы об этом открыто говорят. А к тем, которые говорят, применяют силу и ничуть не стесняются», — утверждает Зораб.
Вместо того, чтобы индивидуально подходить к каждой тематике паблика, применяется единый фильтр для всех. Не учитываются интересы пользователя или учитываются плохо, так как мемы гарантированно набирают больше охвата практически везде.
У Facebook алгоритмическая лента лучше и намного чище.
Руслан Зораб, генеральный директор и главный редактор NakedScience
Мария Лацинская
Источник: vc.ru