Основные показатели рынка
Из 79786 наименований средств массовой информации, включенных в реестр Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по состоянию на 17 апреля 2017 года, две трети составляют периодические печатные издания. Из них 37% – журналы, 28% – газеты и около 5% – бюллетени, альманахи и прочие. Еще 11% – онлайн СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий. 10% пришлось на ТВ, 7% – на радио, 2% – на информагентства и 3% – на прочие СМИ.
В 2016 году Роскомнадзор зарегистрировал 3665 новых СМИ, в том числе 2149 периодических печатных изданий – 1199 журналов, 897 газет, 7 альманахов, 12 бюллетеней и 34 сборника.
По данным платформы MediaDigger, которая осенью 2016 года опубликовала итоги собственного мониторинга всех российских СМИ, официально зарегистрированных за 25 лет нашей новой истории, в настоящее время они выходят на 102 языках. Основой для мониторинга стал реестр Роскомнадзора по состоянию на 17 февраля 2016 года, включавший тогда 83352 средств массовой информации. Общее количество их учредителей составляло 96742 организации и физических лиц или в среднем по 1,2 учредителя на одно СМИ. При этом 16 организаций учредили 100 и более печатных изданий – всего 2465.
Почти две трети СМИ были зарегистрированы с правом распространения на территории Российской Федерации, свыше трети – в зарубежных странах, из них 15% – в странах СНГ. На русском языке распространялось 98% СМИ. Вторым по популярности языком является английский. Кроме них в шестерку самых популярных языков СМИ в России вошли немецкий, французский, испанский и татарский языки.
В 2015 году число регистраций СМИ в Российской Федерации выросло на 11% и прервало спад, начавшийся в 2013 году. За январь 2016 года рост регистраций СМИ составил 24%, но с весны этот процесс пошел на спад, и по итогам 2016 года общее количество СМИ, зарегистрированных в Российской Федерации, сократилось более чем на 3,5 тыс. наименований.
По-видимому, всплеск регистраций СМИ во второй половине 2015 года и начале прошлого года был спровоцирован Федеральным законом от 14.10.2014 №305-ФЗ, который с 1 февраля 2016-го ограничивал предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ 20%, что и привело к массовой их перерегистрации.
В России сегодня работает порядка 8 тысяч издательств (в том числе 15 международных), четыре национальных дистрибутора прессы, созданных крупными издателями и преимущественно распространяющих их продукцию («Бурда Дистрибьюшен», «Херст-Шкулев-Медиа», ООО «ТДС» – дочка компании Бауэр Медиа, и «МААРТ»), восемь федеральных оптовиков (НПДП «Логос», ГК «Кардос», АРПИ Сибирь, Агентство «Роспечать», «Сейлс», ЗАО «АРИА-АиФ», «ЮгМедиаПресс», «Сегодня-Пресс Воронеж»), около 100 региональных оптовиков и 550 организаций, занимающихся розничным распространением печатной периодики. Розничные продажи периодики осуществляют 23137 торговых объектов со специализацией «Пресса» (киоски и павильоны) и более 40 тысяч отделений почтовой связи, не считая полок для продажи газет и журналов в магазинах сетевой торговли.
Разовый подписной тираж периодических печатных изданий, по данным ФГУП «Почта России», во втором полугодии 2016 года равнялся 18,5 млн. экз., а вместе с альтернативными каналами подписки – порядка 21 млн. экз. При всех имеющихся проблемах на подписном рынке страны, определенные позитивные изменения за 2016 год произошли и на нем. Благодаря общим усилиям издателей, ФГУП «Почта России» и Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) в прошлом году удалось улучшить процесс организации подписки на печатную прессу и несколько стабилизировать подписные тиражи. Тем не менее, после отмены государственной субсидии ФГУП «Почта России» на доставку подписных изданий подписчикам в 2014 году, подписные тиражи сократились более чем на 42%.
Российские печатные СМИ представляют собой огромную индустрию, в которой, по подсчетам экспертов, занято никак не меньше 180–200 тысяч одних только журналистов. А если добавить к ним технический персонал и смежников (распространителей печати и полиграфистов), то количество людей, так или иначе занятых в этой индустрии, скорее всего, приблизится к полумиллиону человек.
Состояние и перспективы развития отрасли печатной прессы
Российский рынок печатных СМИ в 2016 году продолжал испытывать давление кризиса. Сократились тиражи изданий и выручка от их реализации, упали рекламные поступления. Хронической болезнью стали неплатежи распространителей печати – издателям за проданную печатную продукцию, издателей – полиграфистам за оказанные услуги, полиграфистов – производителям бумаги.
Ведущие эксперты рынка из числа руководителей медийных организаций страны считают, что причины кризисного неблагополучия в сегменте печатной периодики прежние. В их числе общие экономические и валютно-финансовые трудности, переживаемые сегодня Россия, а также конкуренция со стороны интернета, мобильных технологий приема-передачи информации, способствующие замещению бумажных носителей различными цифровыми продуктами.
Сказывается и падение потребительского спроса на газетно-журнальную продукцию. Причем часто не столько в силу бурного развития технического прогресса, сколько по более прозаическим причинам. Таким, как резкое удорожание за последние годы производства периодической печати из-за роста цен на бумагу, типографские материалы и услуги, продолжающейся деградации систем распространения газет и журналов в розницу и по подписке, что делает печатную прессу менее доступной для потенциального покупателя. Особенно на фоне сокращения реальных доходов населения и общего падения интереса к чтению в стране, прежде всего у молодежи.
Все отраслевые эксперты также отмечают необходимость дополнительных мер государственной поддержки бизнеса печатных СМИ. Особенно в части оптимизации обременительного налогового бремени, мало отличающегося от налогообложения гораздо более успешных и доходных отраслей экономики. А также по пресечению очень распространенной на муниципальном уровне практики постоянного сокращения количества специализированных торговых точек по реализации печатной прессы. При этом происходит ежегодный рост цен на бумагу печатных сортов, почтовых подписных тарифов и тарифов на магистральные перевозки подписных тиражей.
По сравнению с 2015 годом Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) оценивает падение российского рынка продаж периодики за 2016 год на 6% в денежном выражении и на 14% по объему реализованных тиражей.
Стремительно сокращается и рынок рекламы в печатных СМИ. По данным компании Media Intelligence, озвученным на Международном пресс-саммите в Москве 27 апреля 2016 года, доля рекламных денег в российской прессе сократилась с 25% в 2008 году до 7% в 2015 году и до 5,47% в 2016 году. А объем рекламы в газетах и журналах за это время уменьшился почти в три раза (с 57,6 млрд. руб. до 19,7 млрд. руб.). Тогда как аудитория печатных СМИ за тот же период времени снизилась куда как менее драматично – на 11%, и это наводит на мысль, что индустрия печатных СМИ России в плане позиционирования своего рекламного потенциала явно недорабатывает. О том же говорят и показатели зарубежных рынков, особенно германского и австрийского, где доля печатной прессы на национальных рекламных рынках выше российских показателей более чем в 5 раз.
Накопившиеся негативные факторы на рынке печатных СМИ, наряду с законодательными ограничениями на рекламу отдельных товаров и услуг в газетах и журналах, принятыми в последние годы, спровоцировали нескончаемый массовый отток инвестиций в отрасль. В 2016 году этот процесс подстегнул Федеральный закон от 14.10.2014 № 305-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», ограничивший предельный объем долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ до 20%.
Надо отметить, что схожая картина, хотя и в меньших масштабах, сегодня наблюдается почти на всех других рынках – в Европе, Северной Америке, Австралии, наиболее развитых странах Азии, Латинской Америки и Африки. При этом WAN – IFRA и Distripress в своих докладах последних лет отмечают преобладание в структуре глобальных доходов издателей газет выручки от продаж тиражей периодических печатных изданий в розницу и по подписке над выручкой от рекламы.
Одновременно газеты и журналы становятся дороже, качество их дизайна, бумаги и полиграфии улучшается, но главное внимание уделяется актуальности, краткости и информативности контента, поскольку нынешние потребители информации испытывают острую нехватку времени и не имеют возможности читать многостраничные издания с пространными текстами. По этой причине рынок журналов становится более фрагментарным, с большим количеством специализированных изданий, выходящих малым тиражом.
Меняется и периодичность выхода изданий. Все большее количество ежедневных газет в России, США и Европе переходят на еженедельный режим выпуска. Причем ряд крупных игроков рынка ежедневной и еженедельной прессы все больше склоняются к отказу от газетного формата в пользу журнального. Однако в целом традиционная периодика, как показывает статистика, продолжает сохранять достаточно большую популярность среди всех возрастных категорий населения.
Глобальный и отечественный опыт развития печатных средств массовой информации в цифровую эпоху свидетельствует, что количество традиционных газет и журналов сокращается еще и потому, что те из них, которые полностью уходят из «бумаги» в интернет, как правило, достаточно быстро растворяются в сети среди множества других подобных ресурсов. Поэтому бумажная версия, даже как элитный продукт для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой собственно и является аудитория качественной печатной прессы в любой стране, по мнению большинства отраслевых экспертов мирового уровня, должна продолжать выпускаться.
Взаимоотношения отрасли печатных медиа с государством – законодательство, регулирование и господдержка
В 2016 году Федеральному Собранию РФ удалось принять ряд важных для индустрии СМИ и массовых коммуникаций законов. В том числе, закон о расширении списка запрещенных веществ для рекламы в Интернете, об увеличении до 45% разрешенного объема рекламы в печатных СМИ, об уравнивании в сфере налогообложения условий для зарубежных и российских IT-компаний (так называемый «налог на Google»).
При этом советник президента РФ, председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) М.А. Федотов на научно-практической конференции «25 лет Закона о СМИ: пророки, пороки и уроки» в декабре 2016 года заявил, что «изменение Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 ведется бессистемно» и «надо провести генеральную уборку этих изменений, чтобы устранить накопившиеся противоречия».
Добавим, что число законодательных и нормативно-правовых ограничений, касающихся условий ведения бизнеса печатных СМИ в России продолжает расти, причем тоже бессистемно. Нередко они принимаются без должной проработки, согласования с медиасообществом и, как правило, вопреки внутренней концептуальной логике действующего Закона «О СМИ».
Едва ли не единственным за последние годы «незапретительным» законодательным актом стал Федеральный закон от 05.12.2016 № 413-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О рекламе», согласно которому с 1 января 2017 допустимая площадь рекламы в нерекламных печатных СМИ увеличилась с 40% до 45% от объема одного номера. Одновременно соответствующие поправки были внесены и в Налоговый кодекс Российской Федерации, так что периодические печатные издания с объемом рекламы до 45% включительно по-прежнему могут уплачивать НДС по льготной 10% ставке. Но увы, собрать такой объем рекламы без применения демпинга сегодня в состоянии лишь очень немногие периодические печатные издания, поскольку в целом печатная пресса России не первый год кряду стремительно теряет свою долю на рекламном рынке и своих рекламодателей.
Большое положительное значение для индустрии печати страны имеет также распоряжение правительства от 17.04.2017 № 719-р «Об утверждении комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации (в том числе через обеспечение условий для развития розничной сети распространения)». Распоряжение предусматривает создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих торговлю книгами и печатными СМИ в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства, а также формирование организационных механизмов поддержки и развития чтения.
Из числа принятых депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ VI созыва законов, больше всего на деятельности издательских домов и журналистских коллективов сказались законы об ограничении доли иностранного капитала в российских СМИ 20%, о новостных агрегаторах, о новых правилах работы СМИ на выборах, о запрете на рекламу алкоголя, табака и ряда медицинских препаратов, о защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, о «праве на забвение», а также череда законодательных запретов различных «пропаганд» – экстремизма, терроризма, наркотиков, суицида и др., отмечается в заявлении Национальной ассоциации издателей (НАИ) по вопросам совершенствования российского законодательства о СМИ.
Злостных нарушителей закона, ограничившего доли иностранного капитала в активах российских СМИ 20%, нет. Но у ряда медийных компаний есть технические погрешности, связанные с «недопониманием», подчеркнул в июне 2016 года руководитель Роскомнадзора А.А. Жаров на специальной встрече с журналистами. Вместе с тем, весь 2016 год российские СМИ с иностранным участием продолжали работу по устранению указанного «недопонимания», прежде всего, по выводу активов российских медиа из офшоров и совершенствованию структуры медийных компаний, созданных в 2015 году во исполнение его норм.
Одновременно международные торговые сети, работающие в России (Metro Cash & Carry, IKEA, Billa и др.) обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением вывести из-под действия Закона № 305-ФЗ их корпоративную периодику и каталоги. 25 мая 2016 года последовало поручение Медведева Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, ФАС России и Минюсту России представить предложения в законодательство Российской Федерации об исключении из-под действия статьи 19.1 закона «О СМИ» рекламных, маркетинговых и внутрикорпоративных печатных изданий. Следом Минэкономразвития России подготовило соответствующие поправки в закон «О СМИ», но Минкомсвязи России и ФАС России не поддержали их на том основании, что эти издания можно выпускать либо через любого издателя, соответствующего требованиям российского законодательства о СМИ, либо создав собственную компанию, отвечающую им. Таким образом, проблема оказалась в подвешенном состоянии и как она будет решена, окончательно неясно.
Согласно письму Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в Минэкономразвития России, иностранные торговые сети, инициировавшие обсуждение данной проблемы, оценили суммарные годичные тиражи своих корпоративных изданий в 14 млн экз. Но Ассоциация прямых продаж (АПП) заявляет, что примерно половина ее членов (23 компании сетевой торговли) выпускают печатную продукцию, зарегистрированную как СМИ, максимальными тиражами 300 тыс. экземпляров в месяц каждая. И абсолютно все участники АПП выпускают незарегистрированные как СМИ каталоги максимальным тиражом 1,3 млн на одно издание, каждое из которых выходит до 18 раз в год.
Начиная с 2017 года, дополнительные проблемы издателям и полиграфистам России создал федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этому закону в текущем году в Российской Федерации вводится по сути дела еще один налог на реальное товарное производство – экологический сбор. В соответствии с распоряжением правительства от 24.09.2015 № 1886-р, уплачивать его должны производители и импортеры 36 товарных групп, в том числе производители «Услуг по изданию газет», включая «журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал», и «Изделий из бумаги и картона прочих». Ставка экологического сбора за 1 тонну в обоих случаях пока установлена в размере 2 378 рублей. Проще говоря, на эту сумму автоматически увеличивается цена одной тонны бумаги для издателей и полиграфистов (примерно на 8–10%), которая и так стоит недешево.
В 2015–16 годах были выпущены нормативные документы о порядке и особенностях уплаты экологического сбора – порядок расчета сбора, нормативы утилизации отходов, форма для расчета сбора и его ставка (утверждены постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073, от 04.12.2015 № 2491-р, от 22.08.2016 № 488 и от 09.04.2016 № 284). Рассчитать и уплатить в федеральный бюджет экологический сбор следовало до 15 апреля 2017 года. Причем, как выяснилось, уплачивать его должны и производители бумаги, и полиграфисты, и издатели, и даже распространители печати, что само по себе нонсенс.
Утилизировать отходы компания может самостоятельно, через уполномоченную организацию на договорной основе, или став членом Союза производителей/импортеров, которому тоже разрешено заниматься сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, особенно в случае с проданными газетами и журналами, пока неясно, поскольку нормативная база подготовлена еще не вся. Тем не менее, обязанность уплачивать налог и сдавать отчетность уже установлена.
К сожалению, эта законодательная новелла, а также соответствующие постановления и распоряжения правительства РФ по ее реализации рождалась не очень публично, без должного информирования представителей индустрии печати, а также без участия Роспечати и Минкомсвязи России. По факту издатели, полиграфисты и распространители периодики просто были поставлены перед необходимостью его уплаты. Что такое утилизация газет тоже не совсем ясно, поскольку их основная масса сразу перерабатывается в макулатуру, а дальше преимущественно используется для производства картона. Индустриальные эксперты предлагают вернуться к этой проблеме и рассмотреть еще раз, насколько такой сбор нужен для периодической печати вообще.
Общеизвестно, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вместе с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям выступают за полное возвращение рекламы алкоголя и табака в печатные СМИ. Позитивные изменения по этому вопросу в 2016 году наметились и в позиции Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По словам ее руководителя И.Ю. Артемьева «реклама алкоголя в печатных СМИ и в Интернете допустима в небольшом количестве и с ограничениями, чтобы поддержать издания в период экономического кризиса, но не способствовать алкоголизации населения».
При этом Минэкономразвития России не поддерживает большинство предложений главных редакторов ведущих ежедневных газет страны («Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты» и «Московский комсомолец») о либерализации закона о рекламе, высказанных ими на встрече с В.В. Путиным 24 февраля 2015 года. После этого президент поручил Правительству РФ (поручение от 24.02.2015 № Пр-342) рассмотреть изменения закона о рекламе таким образом, чтобы поддержать экономику российских печатных СМИ в кризисный период.
Сейчас в Российской Федерации полностью запрещена реклама табака, табачной продукции и курительных принадлежностей. Реклама алкоголя ограничена – она не может размещаться в печатных СМИ и в интернете, но на телевидении и радио допускается реклама отечественного вина и шампанского с 23:00 до 7 часов утра по местному времени. В печатных СМИ такая реклама не может размещаться на первой и последней странице или полосе, а также на обложке.
Основные изменения в законодательстве Российской Федерации о СМИ и массовых коммуникациях, происшедшие в 2016 году, касались преимущественно сферы регулирования национального онлайн-пространства и цифровых медиа. Прежде всего, это Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс РФ об административных правонарушениях» (закон «о новостных агрегаторах») и пакет антитеррористических законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ депутатом Яровой и сенатором Озеровым.
Закон о новостных агрегаторах, вступивший в силу с 1 января 2017 года, вводит ограничения для новостных сервисов с посещаемостью более 1 млн человек в сутки. Главное требование к ним – необходимость проверять достоверность общественно значимой информации до ее распространения. При этом новостные агрегаторы не несут ответственности за дословное цитирование сообщений официально зарегистрированных СМИ, однако обязаны проверять достоверность информации, почерпнутой со всех других источников.
Пакет антитеррористических законов Яровой и Озерова состоит из Федерального закона от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и Федерального закона от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс и уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Оба закона вступили в силу с 20 июля 2016 года, за исключением абзаца четвертого подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзаца четвертого пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 374-ФЗ, которые вступают в силу с 1 июля 2018 года. Они затрагивают десятки других российских нормативных актов, изменения в которых самым серьезным образом отразятся на всех гражданах страны. К примеру, «несообщение о преступлении» отнесено к уголовным преступлениям, за что грозит лишение свободы на срок до одного года. Призывы к терроризму и его оправдание в интернете приравниваются к аналогичным заявлениям в СМИ и влекут за собой уголовное наказание до 7 лет лишения свободы. Статья о массовых беспорядках уголовного кодекса дополнилась пунктом «склонение, вербовка или иное вовлечение в их организацию», за что предусмотрено лишение свободы на срок от 5-ти до 10-ти лет. ФГУП «Почта России» и частные почтовые компании должны проверять посылки, чтобы в них не было оружия, наркотиков или денег. С 22 до 32 расширен список преступлений, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет. Среди них: международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках, недоносительство и т.д.
Наконец, указанные законы вводят для операторов связи требование о хранении данных пользователей и их предоставлении правоохранительным органам по первому требованию. Так, операторы связи («Мегафон», «Билайн», МТС и пр.) обязаны хранить все записи звонков и любые сообщения (включая аудио-видео изображения), которыми обмениваются пользователи, в течение полугода. В течение трех лет они должны хранить метаданные – то есть сведения о том, что разговор или обмен смс состоялся такого-то числа в таком-то часу. Такая же обязанность касается и «организаторов распространения информации в сети интернет» (к ним отнесены интернет-ресурсы, внесенные в соответствующий реестр), только срок хранения метаданных в их случае сокращен до года. Кроме того, операторы и «организаторы распространения информации» (фактически – все интернет-ресурсы) должны предоставлять без решения суда правоохранительным органам данные для дешифровки сообщений, которыми обмениваются пользователи.
Понятно, что для обеспечения всех этих требований нужны дополнительные ресурсы – финансовые, материально-технические, программные, кадровые и др. Следовательно, практическая реализация пакета антитеррористических законов сопряжена для операторов связи и интернет-индустрии страны с большими финансовыми затратами. Расчетные суммы затрат называются разные, но все они велики, так как исчисляются даже не в миллиардах, а в триллионах рублей. При этом в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) отмечают, что требование по раскрытию ключей для декодирования сообщений создает угрозу национальной безопасности и частной жизни граждан, не обеспечивая, однако, их защиту от действий злоумышленников и ставя в неравные условия представителей российского и зарубежного бизнеса.
«Пакет антитеррористических законов, более известный как «пакет Яровой», нуждается в существенной доработке по целому ряду статей, так как отменой этого закона мы ничего не решим, а доработать его надо», – заявил в январе с.г. в интервью РИА Новости глава СПЧ Федотов. А Совет Федерации в том же январе поручил Комитету по конституционному законодательству и госстроительству провести мониторинг правоприменения антитеррористического пакета законов.
К необходимости внесения поправок в этот пакет законов склоняются и в Минкомсвязи России, о чем публично заявил журналистам Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в ноябре 2016 года.
5 декабря 2016 года указом № 646 Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. Из Доктрины следует, что все участники системы информационной безопасности Российской Федерации, включая СМИ должны соответствующим образом скорректировать стратегические цели своей деятельности и бизнес-планы.
Общие принципы государственной поддержки печатных средств массовой информации и объем финансирования на эти цели в 2016 году по сравнению с 2015 годам не претерпели существенных изменений.
Вместе с тем вопрос необходимости государственной поддержки печатных СМИ России сегодня уже не является дискуссионным. В условиях продолжающегося снижения продаж тиражей и рекламы в печатной прессе, а также роста цен на бумагу, полиграфию, доставку и распространение периодики, государственная поддержка помогает печатным СМИ хоть как-то удержаться «на плаву» и сохранить качественный контент.
В 2016 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) осуществляло на конкурсной основе поддержку социально значимых проектов в печатных СМИ на злободневные для общества и государства темы. За прошлый год в Роспечать поступило более 1150 заявок от редакций газет и журналов на выделение соответствующих субсидий. Средства федерального бюджета в объеме 318,5 млн. руб. были направлены на поддержку 848 социально значимых проектов в 659 печатных СМИ из 69 субъектов РФ.
Согласно поручениям президента по итогам I и II медиафорумов независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», Роспечать обеспечила приоритет выделения бюджетных средств региональным изданиям, субсидии были распределены следующим образом:
– поддержано 734 проекта в 553 региональных и муниципальных изданиях на сумму 265,0 млн. рублей, что составило 86,5% от общего числа проектов и 83% от общего объема субсидий;
– 106 федеральных изданий получили поддержку в объеме чуть более 53,5 млн. рублей на реализацию 114 социально значимых проектов.
По сравнению с 2015 годом общий тираж социально значимых материалов, выпущенных в рамках проектов при государственной поддержке, составил более 11,4 млн экземпляров.
Согласно закону о федеральном бюджете на 2017 год Роспечати, на такую же поддержку печатных изданий предусмотрено 355,8 млн. руб. Из этих средств около 84% планируется направить на поддержку региональных и местных СМИ, а остальные – на поддержку федеральных изданий.
В приказе Роспечати об утверждении порядка отбора организаций-получателей государственной поддержки в области печатных СМИ на 2017 год, впервые акцентировано внимание на том, что «Преимущественное право на получение государственной поддержки имеют организации, выпускающие средства массовой информации, распространяемые на территории субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета, а также выпускающие детские, молодежные, литературно- художественные, культурно-просветительные, научно-популярные средства массовой информации».
В текущем году в очередной раз остро встал вопрос о казначейском сопровождении договоров по субсидиям Роспечати на поддержку печатных СМИ, реализующих социально значимые проекты. В 2016 году согласно устному поручению президента по итогам III Медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» Минфин России включил эти субсидии в перечень субсидий, на которые не распространялось казначейское сопровождение.
Работа с редакциями городских и районных газет и изданиями для инвалидов в 2016 году подтвердила важность и эффективность принятого решения. Средства федерального бюджета, предусмотренные на вышеуказанные цели, были освоены в полном объеме. Редакции СМИ малых городов и районных центров, не обладающие необходимой технической базой для установки специального программного обеспечения для казначейского сопровождения, смогли избежать сложных и длительных процедур и получили субсидии, которые, по мнению самих издателей, помогли им выжить.
В начале 2017 года Роспечать и Минкомсвязи России обратились в Минфин России с просьбой вновь освободить субсидии Роспечати на поддержку печатных СМИ, реализующих социально значимые проекты, и печатным изданиям для инвалидов от казначейского сопровождения по аналогии с 2016 годом. победителей конкурсного отбора.
Прежде всего, редакции региональных и муниципальных изданий столкнутся с большими организационно-техническими сложностями при подключении к программе СУФД-online (казначейское сопровождение), что подтвердил опыт работы с казначейством региональных книжных издательств в 2016 году. Более 30-ти из них так и не смогли пройти процедуру подключения, поэтому были вынуждены отказаться от субсидий. С региональными СМИ ситуация более сложная, поскольку количество региональных и местных газет и журналов в общем числе получателей субсидии в области печатных СМИ намного выше: из 659 региональных и местных СМИ – получателей субсидий – порядка 250 составляли газеты малых городов, районных центров и сел.
Кроме того, даже пройдя всю процедуру подключения к казначейскому сопровождению, издатели получают субсидию не сразу в полном объеме, а по мере предоставления в казначейство первичных документов о произведенных расходах по проекту.
Официального ответа из Минфина России не последовало. В связи с этим Роспечать обратилась в профильный комитет Госдумы России и ряду депутатов от ОНФ с просьбой попытаться решить вопрос о казначейском сопровождении во время пленарного заседания IV Медиафорума региональных СМИ «Правда и справедливость», состоявшегося 1–3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге с участием президента.
Согласно подпункту «б» пункта 1 перечня поручений президента от 4 мая 2017 года № Пр-889 по итогам пленарного заседания IV медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге, Правительству Российской Федерации поручено «рассмотреть вопрос об освобождении от казначейского сопровождения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий региональным и муниципальным средствам массовой информации».
Но ситуация для получателей субсидий осложняется еще тем, что, начиная с этого года в соответствии с приказом Минфина России от 31 октября 2016 года № 199н договор (соглашение) с организациями- получателями субсидии должен формироваться в форме электронного документа и подписываться с обеих сторон усиленными квалифицированными электронными подписями в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». Сведения об организациях-победителях отбора в данную систему будут вводить сотрудники Роспечати на основании представленных издателями заявок на подключение к системе. Форма этой заявки также размещена на сайте Роспечат.
Источник: AdIndex.ru