«Яндекс» запустил новую версию поиска на основе поискового алгоритма «Королев», который с помощью нейронной сети сопоставляет смысл запроса и веб-страницы, рассказали “Ъ” в компании. В «Яндексе» рассчитывают, что «Королев» будет точнее отвечать на сложные вопросы пользователей.
Это не первый поисковый алгоритм «Яндекса» на базе нейросетей: в ноябре 2016 года компания представила «Палех», анализирующий заголовки веб-страницы. «Королев» использует нейронную сеть, которая рассматривает не только заголовок, а всю страницу целиком, говорят в компании. «Это сложная вычислительная задача, поэтому “Яндекс” определяет суть страницы заранее, на этапе индексирования. Благодаря этому количество страниц, которые поиск сравнивает по смыслу с запросом, выросло со 150 документов до 200 тыс.»,— сообщили в компании. Чтобы оценить смысловую близость запроса и документа, нейросети нужно огромное количество примеров, которые дает обезличенная поисковая статистика: на какие сайты люди переходят по запросам и сколько времени там проводят. Используя поисковую статистику, алгоритм учится понимать смысловые связи. «Например, он поймет, что в запросе “картина, где небо закручивается” речь идет о картине Ван Гога, а в запросе “ленивая кошка из Монголии” — о мануле»,— приводят пример в «Яндексе». «Яндекс» использует нейросети и в других своих разработках, среди которых распознавание и синтез речи, поиск по картинкам, технология прогноза погоды «Метеум», сортировка писем в почте, антипорно в поиске.
Для обучения поисковой системы «Яндекс» использует оценки качества ответов. Раньше компания оценивала качество поиска с помощью собственных специалистов. Теперь будут учитываться также оценки, которые выставляют пользователи «Яндекс.Толоки» — сервиса, где любой желающий может выполнять задания и получать за них вознаграждение. Сейчас в нем зарегистрировано более 1 млн пользователей, которые выставили более 2 млрд оценок.
По данным LiveInternet, в июле 2017 года «Яндекс» занимал 51% рынка поиска в России, Google — 44%. Для бизнеса российской компании, большую часть выручки которой приносит контекстная реклама, этот показатель критически важен. Но в течение нескольких лет «Яндекс» терял долю на рынке поиска: так, в августе 2014 года она составляла более 60%, тогда как у Google было 30%. На Android доля «Яндекса» гораздо скромнее: 28,1% против 71,1% у Google по итогам июля, по данным LiveInternet. Такому результату могли способствовать действия американского поисковика: в феврале 2014 года «Яндекс» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), обвинив Google в давлении на вендоров, производящих мобильные устройства на базе Android. В частности, Google не предоставлял альтернативу своей поисковой системе и не позволял производителям предустанавливать на них приложения других компаний. Конфликт длился больше трех лет, но в апреле 2017 года ФАС и Google объявили о мировом соглашении.
Пока сложно сказать, как запуск нового алгоритма отразится на доле «Яндекса» в поиске, считает аналитик «Открытие Капитал» Александр Венгранович. «Важно, что подумают об этом рекламодатели. Если улучшится качество поиска и таргетирование рекламы, это повысит привлекательность сервиса “Яндекса” и позволит ему ускорить темпы роста выручки»,— отмечает он. В первом полугодии она росла слабее рынка, напоминает аналитик: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок интернет-рекламы за январь—июнь 2017 года вырос на 23%, до 75 млрд руб., а рекламная выручка «Яндекса», по данным отчетности, увеличилась на 22%, до 40,4 млрд руб.
Роман Рожков
Источники: Коммерсантъ.