Найти, читать и не сдаваться

Иркутянин создал удивительный книжный приют. Найти книжный приют иркутянина Евгения Гинтова непросто. По карте здесь частный дом, старая деревянная застройка, на местности - деревянный забор, вывеску не сразу заметишь. Но стоит зайти за ворота, и у библиофила захватывает дух. Иркутский дворик заполнен, заставлен, заложен томами. "Кажется, это мой рай!" - выдохнула коллега-фотограф.

Здесь книги, выброшенные прежними хозяевами, находят новых читателей. Евгений - основатель приюта, его хранитель и поверенный книжных судеб. По образованию – криминалист. Закончил иркутский институт МВД, но в полиции служить не захотел, не понравилось. К 28 годам успел поработать монтажником в интернет-компании, зубным техником, послужить в десанте. А два года назад занялся сбором и переработкой макулатуры. Некоторые книги рука не поднималась отправить в переработку. И сегодня в приюте 12 тысяч томов. Художественная литература и научная, классики, современные писатели, фантастика, детективы, детские...

– Молодые, унаследовав квартиры, избавляются от книг. Приносят целые библиотеки. Стали закрываться городские библиотеки, и книжный фонд тоже сдают в переработку или вообще выбрасывают. Бывало, что я отправлял книги в детский дом, а спустя время они вновь оказывались у меня как макулатура, - рассказывает Евгений.

Такое отношение к книге его задевает. Хотя себя книгочеем не считает, смущенно признается, что читает мало. Но неплохая библиотека была в родительском доме, да и собственную коллекцию томов на тысячу Евгений собрал. Есть в ней настоящие раритеты, отрытые в макулатуре. Например, дореволюционная книга о стрелковом деле, "Винни-Пух" на английском, изданный в Нью-Йорке, послевоенное издание "Василия Теркина"...

Недавно Евгений собирал средства на покупку контейнера, чтобы хранить книги, которые не помещаются под навес; в соцсетях вел агитацию и отчитывался о собранной сумме. На днях нужная сумма собралась. Нашли подходящий контейнер, теперь надо доставить его в Иркутск, так что подбирают транспортную компанию за разумные деньги.

 Книги, сами видите, приходится хранить и под навесом, и под открытым небом. Главные враги  сырость и птицы.

У бумажной книги никогда 
не сядет батарейка!

Сначала Гинтов раздавал букинистические сокровища даром. Но прекратил после того, как предприимчивые горожане, набрав бесплатных книг, стали пытаться ему же сдать их как макулатуру, за деньги:

– А я помню все книги, которые прошли через мои руки. Неприятно было. Ну и решил продавать. 50 рублей за издание  вполне приемлемая цена. А подобные махинации отсекает. Да и мне деньги будут не лишними  я за навес только отдал 170 тысяч из своего кармана.

Несмотря на кампанию в соцсетях, книжный приют не очень известен в Иркутске. Нередко иркутяне узнают о его существовании от друзей из других городов. Впрочем, есть и завсегдатаи, в основном женщины за 50. Но приходят и студенты, и семьи с детьми.

– Кто-то ищет конкретное издание, автора или тематику. Кто-то приходит за ностальгией  у меня много детских книг, люди уносят те издания, которые они когда-то читали. Я сам нашел "Уроки французского" Валентина Распутина в таком же переплете, в каком у меня эта книжка была в школе. Первая, кстати, которую я прочел не по программе. До сих пор люблю,  вспоминает Евгений. - Много запросов приходит по Интернету из других городов. Но не успеваю обработать.

Несмотря на то, что, по словам Евгения, в месяц книголюбы уносят до тысячи книг, свой букинистический приют он не считает бизнесом. Он книги продает не ради прибыли, он их пристраивает в добрые руки, как котят или щенков.

– Хочется дать им вторую жизнь. Если после меня книгу еще хотя бы пару раз прочтут, я считаю, что моя миссия состоялась, - делится он. - Я люблю повторять, что у бумажной книги никогда не сядет батарейка. Это совсем другое ощущение, когда в руках шуршат страницы.

Уходя, в воротах, услышали за спиной нежный девичий голосок:

– Подскажите, пожалуйста, а где у вас Кант, Фрейд и Аристотель?

Екатерина Дементьева