Огромное внимание в разговоре было уделено цифре — первокирпичику, атому, инструменту, необходимому для оценки процессов, идущих в экономике, во всех ее отраслях. Роль цифры в общественном сознании, в быту велика. Однако наивысшая ее эффективность достигается в союзе со словом. Экономика — это прежде всего анализ и прогноз сложнейших процессов. Но для того чтобы широким слоям населения была доступна картина этих процессов, требуется их словесная расшифровка.
Информационный мост
О правдивой, доходчивой роли журналистики, в частности нашей ежедневной «Липецкой газеты», ее месте и значении в той созидательной работе, что ведется в области, и шла речь на встрече с гостями редакции. На этот раз с заместителем главы администрации области Андреем Козодеровым и руководителями курируемых им отраслевых управлений: экономики — Анатолием Чумариным, инвестиций и международных связей — Игорем Маленко, по развитию малого и среднего бизнеса — Сергеем Бугаковым и заместителем начальника управления потребительского рынка Людмилой Ворониной.
Акценты беседы в ее начале расставил Андрей Викторович:
— В основе успешного развития экономики всегда лежат три фундаментальных камня — социальная стабильность, созидательная активность общества (в СССР звучал другой термин — «энтузиазм») и объективный анализ текущих процессов. В сущности, эти принципы лежат и в основе профессиональной деятельности журналистов. А они в сегодняшних условиях очень важны. В том числе и для формирования инвестиционного облика региона, ведь для инвестора важны простота, прозрачность и рациональность в выстраивании партнерских отношений с властью.
Особое внимание при этом зам. главы обратил на психологическое восприятие текстов читателями: негативная информация, разного рода чернуха входят в сознание, как говорится, без мыла. А значит, работая на созидание, на создание жизнеутверждающего образа дней текущих и будущего, положительная информация должна быть ярче, эффектней, более впечатляющей. Тут журналистам есть над чем трудиться — правда на их стороне.
По сути, речь идет об авторитетности, весомости журналистского слова, а значит, и самой газеты как важнейшего источника информации. То есть информационный мост между властью и населением должен быть не только надежным, но и вызывать доверие граждан. В первую очередь молодого поколения. Тут, отметил Андрей Козодеров, надо не только учитывать психологию молодежи, но и в определенной мере научиться общаться с нею на ее языке. Не увлекаться молодежным сленгом, но быть понятыми. При этом стать более наступательными и в борьбе за молодые умы. Штампы, стереотипы — не союзники современного журналиста.
Новые идеи — новые темы
В свою очередь директор ИД «Липецкая газета» Петр Игнатов подчеркнул: отображая экономические процессы, идущие в регионе, журналист должен стать информационным союзником специалистов. Особенно в прорывных направлениях, формирующих новый облик экономики. Такое взаимодействие очень важно, чтобы информация не подавалась в искаженном виде, не наводила, как говорится, тень на плетень. И конечно, необходимо своевременно отражать происходящие события, подаваемые доходчиво, без наукообразия и канцеляризмов. Существенную роль играет правильно подобранный иллюстративный ряд.
С этим наши гости не могли не согласиться. Более того, по мнению Андрея Козодерова, новые идеи надо втолковывать, разъяснять людям, доказывая их важность и необходимость. Пример — развитие в области кооперации. Задача, важнейшая для населения, для повышения его же достатка, решает сразу несколько социальных проблем. А значит, журналистам необходимо активнее показывать социальный эффект кооперации на конкретных примерах, на судьбах людей. То есть отражать тему многопланово, с разных точек зрения.
В ходе встречи гости предложили несколько новых тематических направлений, которые могли бы найти отражение на страницах газеты. В частности, руководитель управления инвестиций и международных связей Игорь Маленко призвал журналистов обратить внимание на государственно-частное партнерство. Нужны и положительные примеры в разных сферах бизнеса под рубрикой «Лучшие практики»: успешный опыт всегда интересен читателям. Особенно в развитии предпринимательства, в чем убежден Сергей Бугаков. Как правило, газетчики идут вслед за событиями, рассказывая о них, когда те состоялись. Такова репортерская практика. Но газета только выиграет, если будут публикации и накануне, и после события. Репортаж об открытии предприятия — это одно. Рассказ о его работе — новая информационная грань.
А вот Людмила Воронина считает, что газете необходимо активнее браться за повышение правовой грамотности населения. Потребители товаров и услуг должны четко знать свои права. Вообще проблемы потребительского рынка дают широкий простор для журналистских оценок, взглядов, выводов. Поле деятельности тут огромное, уверена наша гостья.
Заглянуть за «фасад»
Рассказывая об экономических процессах, невозможно обойтись без цифр. Они, как уже говорилось выше, инструмент анализа и прогноза. Но для широкого читателя важна не голая цифра, а именно анализ. Другими словами — слово цифрой не заменишь, объективности не достигнешь.
Журналист, оперирующий в своих работах цифрами, должен быть хорошим аналитиком, видеть не только представленный ими «фасад», но и сочетание этих данных с другими показателями из смежных отраслей — такой совет прозвучал от Анатолия Чумарина. Тут консультации, оценки специалистов просто необходимы. Статистическая цифирь сама по себе информативна, но не дает читателю объемного взгляда, понимания сложных взаимосвязей, идущих в экономике. Здесь аналитические работы журналистов — лучший помощник и путеводитель.
В целом же, убеждены наши гости, информационный поток «Липецкой газеты» достаточно эффективен. Прежде всего потому, что направлен на отражение позитивных процессов, идущих в обществе, экономике, культуре, других сферах. И это правильная позиция, поскольку она формирует оптимистичный взгляд на будущее. Но и негативная информация, критика должны полноправно присутствовать на страницах — объективно и честно, не увлекаясь «чернухой» и не подменяя позитивную критику эпатажным критиканством.
Встреча прошла в непрерывном диалоге, была насыщенной и, конечно, обоюдополезной. Ведь сто лет для газеты — лишь веха. А река жизни течет дальше...
Владимир Петров
Источник: ИД «Липецкая Газета»