Организаторами неоднократно подчеркивалось, что город Грозный выбран для проведения медиашколы неслучайно. Среди российских регионов, пожалуй, именно вокруг Чечни сложился наиболее негативный медийный фон: в СМИ поддерживаются определенные стереотипы о чеченцах и культурные различия между ними и другими народами России. Кроме того, у многих россиян еще не улеглись воспоминания об относительно недавних вооруженных конфликтах в Чеченской Республике.
Яркий пример – публикации в ряде российских СМИ на тему притеснения в Чечне лиц гомосексуальной ориентации. И этот острый для современного российского общества вопрос никак не могли обойти стороной участники медиафорума. Так, свою позицию молодым журналистам высказал Садо Залимханович Месербиев, заместитель министра Чеченской Республики по делам молодежи: «Я сторонний зритель, я не работаю в пресс-службе главы Республики, но как житель Чечни я, конечно, наблюдаю за этими нападками и не понимаю, чего от нас вообще хотят? Определенные издания инкриминируют серьезные уголовные преступления нашему руководству. Если у них есть доказательства, кроме ссылок на свои неназванные источники, то, в первую очередь, им следует подать их в компетентные органы, а потом уже своими публикациями заниматься. Но если их цель создать «хайп», то тогда, конечно, они публикуют неподтвержденную информацию, прикрываясь тем, что не хотят раскрывать источники. Все это они делают не ради справедливости, а ради своего рейтинга». (Отметим, что модным нынче словом хайп», от английского hype, именуют нынче навязчивую рекламу и информационно раздутого из мухи слона.)
Приблизительно в том же ключе высказался на эту тему и парламентарий Аднан Абдул-Муталипович Нагаев, председатель Комитета по межпарламентским связям, национальной и информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Парламента Чеченской Республики: «Идет информационная война, и я постоянно призываю своих коллег: не надо пытаться всем что-то доказать! Конечно, должна вестись своя информационная политика. У нас есть для этого региональные средства массовой информации. Для тех, кто хочет увидеть истину, нет проблем ее посмотреть, а тех, кто не хочет, – не остановишь. Мне кажется, будет больше пользы, если на такие вещи не реагировать с высокой трибуны: мы только поднимем им рейтинги, и охотников за такими «сенсациями» прибавится. Если есть какие-то факты, предметные доказательства, то пусть это происходит в правовом поле».
Регион не слышат
Представители чеченских СМИ, присутствующие на форуме «Грозный 2017», оказались не согласны с идеей оставить нападки без ответа и просили присутствующих коллег помочь им донести правдивую информацию о Республике, поменять повестку дня.
Наиболее ярко эту мысль выразил Шамхан Ледиев, корреспондент газеты «Вести республики»: «У нас же тоже далеко не все бандиты. Есть и хорошие люди. Например, среди чеченцев – девять докторов только физико-математических наук. Может, в масштабах всей страны это и не так много, но я считаю, это уже о чем-то говорит».
По мнению участников форума, журналистская предвзятость по отношению к Чеченской Республике, «замыленный глаз» и приверженность стеретипам – это не уникальная чеченская проблема, а общерегиональное явление. Об этом говорил Игорь Павловский, заместитель главного редактора ИА REGNUM: «Я до этого никогда не был в Чечне, но, когда был в Калининграде с Модестом Алексеевичем Колеровым, то разговор с журналистами начался с того, почему мы так плохо пишем о калининградцах: с утверждений, что не все они сепаратисты, не все кругом немцы, что они хотят остаться в России. Это радует, что типично российский регион Чечня обращается к типичной российской теме, но со своей спецификой».
Поддержал тему и представитель Дагестана Зубайру Зубайруев, журналист, начальник Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по информационной политике: «Работа современного журналиста сейчас такая, что полдня он пишет текст и полдня его продвигает. Я знаю в Дагестане около тысячи людей, которые, так или иначе, создают контент. Ни один из них не обременен и не понимает, что без продвижения все, к сожалению, летит в мусорную корзину. Ждать, пока федеральные СМИ из каких-то соображений пожелают позитивно описывать Чечню или Дагестан, – бессмысленно. Ерунду про нас, не сомневайтесь, напишут. Потому что они занимаются бизнесом. Эта тема очень болезненно воспринимается в регионах, но, мне кажется, регионы сами должны ее решать, ни на кого не злясь».
Журналистика в кризисе
Кроме медийного фона, проблем у местных СМИ достаточно. Региональный медиарынок только формируется, и коммерческих изданий в нем нет: хотя юридически издания автономны, их учредителями являются органы республиканской власти, которые субсидируют то или иное СМИ, что накладывает свой отпечаток. В регионе постепенно развивается блогерский сегмент. На передний план, как и в остальной России, выходят социальные сети, что, конечно, существенно отражается и на работе журналистов. Особенно это выделила, отвечая на вопрос о посещаемости своего ресурса, Мадина Хамидова, редактор ИА «Чеченская Республика сегодня»: «Чечня интересна в лице главы Республики. У главы Республики есть свой инстаграм, который отбирает наш хлеб, ведь все идут за новостями туда. Это не высокие слова, это действительно так. Он выдает все главные новости у себя в аккаунте, и для нас это большая проблема».
При этом, Мадина Хамидова также отметила проблему с журналистскими кадрами: «Мы журналистов себе в агентство искали полгода. Через нас проходили люди, которые даже не понимают, чем отличается Интернет-СМИ от печатных изданий. Самое элементарное».
И эта проблема характерна для региона в целом, наравне с одной из самых высоких среди регионов безработицей: по данным Росстата, за 2016 год в Чеченской Республике она составила 15,8 %. Корни этого явления Аднан Абдул-Муталипович Нагаев видит в ментальности: «Наш народ сам по себе слишком амбициозный. У нас есть официально опубликованные министерством труда вакантные места – разные профессии с зарплатой, грубо говоря, от 13-15 тыс. до 25 тыс. рублей в месяц. Почему-то все считают себя такими крутыми и не хотят целый месяц за такую зарплату сидеть. Многими молодыми ребятами движет романтика, и они уезжают за высокими зарплатами в столицу или, например, в Европу».
При этом, следует заметить, что стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Чеченской Республике приблизительно в 1,13 раза меньше, чем в Петербурге (по данным Росстата за июнь 2017 года).
Позитивный опыт
Форум «Грозный» позиционирует себя как Медународная молодежная медиашкола. Мероприятие организовано ИА REGNUM, Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и министерством Чеченской Республики по делам молодежи. Молодые журналисты в рамках форума пообщались с коллегами, обсудили проблемы своей отрасли и развеяли те самые стереотипы.
«Для молодого поколения, которое знает о Грозном только из чужих уст, сейчас в основном из Интернет-СМИ, очень важно приехать сюда, пообщаться с людьми, которые здесь живут и работают, самим посмотреть и сформировать свое впечатление о Грозном и Чечне в целом. В Чечне мне очень нравится, здесь потрясающая атмосфера, очень спокойно, и я уверена, что еще не один раз сюда вернусь», – поделилась с грозненскими коллегами (ЧГТРК «Грозный») Марина Хадипаш из Адыгеи.
Автор: Марк Чистяков; Анастасия Далматова
Источник: Федеральное Агенство Новостей.