Такая ситуация в корне не устраивает Facebook Inc.: корпорация потребовала от ЦФТ до 30 сентября отказаться от использования товарного знака facebook.
Facebook Inc. 28 августа направила претензионное письмо ЗАО ЦФТ («Центр финансовых технологий») с требованием передать ей безвозмездно домен facebook.ru. Как следует из текста письма (есть у “Ъ”), Facebook Inc. стало известно, что домен принадлежит ЗАО ЦФТ, поскольку с домена facebook.ru идет автоматическая переадресация на сайт платежной системы «Золотая корона».
В письме отмечается, что корпорация Facebook Inc. основана в 2004 году, является владельцем всемирно известной социальной сети и правообладателем товарного знака facebook в разных написаниях (самая ранняя дата приоритета в России — 2007 год). Используемое доменное имя facebook.ru воспроизводит зарегистрированный товарный знак, что является совершенно неприемлемым для Facebook Inc., следует из письма.
В корпорации указывают на ст. 1515 ГК РФ, предусматривающую ответственность за использование чужого товарного знака в виде выплаты компенсации до 5 млн руб. или двойной стоимости лицензии на товарный знак. В связи с этим Facebook Inc. требует незамедлительно прекратить использование товарного знака facebook и безвозмездно передать ей спорный домен до 30 сентября, а до 6 сентября сообщить о результате рассмотрения претензии. По состоянию на 3 сентября требование выполнено не было.
С сайта facebook.ru по-прежнему производится автоматическая переадресация на сайт «Золотой короны».
Внешняя пресс-служба Facebook Inc., которая отвечает за коммуникации корпорации с прессой в России, отказалась от комментариев. В пресс-службе ЦФТ “Ъ” сообщили, что домен приобретен в 2005 году (Facebook появился в России в 2008 году). «За предыдущие 12 лет претензий от Facebook Inc. или какого-либо иного лица в отношении домена нам не поступало»,— отметили в пресс-службе ЦФТ. Августовское письмо Facebook Inc. «находится на проработке у юристов», обсуждать претензию в ЦФТ отказались. Зачем компания в 2005 году получила сайт с доменным именем facebook.ru, там не пояснили.
По мнению экспертов, цели лежат на поверхности. Наиболее логичный вариант — регистрация для продажи домена Facebook Inc. после ее прихода в Россию (в СМИ фигурировала сумма потенциальной сделки в $1 млн). Прецеденты, когда Facebook Inc. выкупала домены за крупные суммы, уже были. Например, в 2010 году социальная сеть приобрела у American Farm Bureau Federation доменное имя FB.com за $8,5 млн. Впрочем, по словам близкого к ЦФТ собеседника “Ъ”, у ЦФТ никаких переговоров с Facebook Inc. по поводу продажи домена не было.
Но речь может идти не только о продаже. «Чаще всего такая регистрация — очередная пиратская практика, направленная на получение аудитории на свой сайт незаконными действиями путем использования чужого товарного знака»,— отмечает партнер юридического бюро «ТМ Дефенс» Яна Брутман. По словам президента коммуникационной группы Movie Екатерины Селявиной, если не обсуждать законность и права на использование чужого товарного знака, то переход с facebook.ru на сайт «Золотой короны» можно назвать «хорошим маркетинговым ходом».
Учитывая, что добровольно от использования домена facebook.ru в ЦФТ не отказались, Facebook Inc. придется отстаивать право на него в суде. «У Facebook есть все законные основания для предъявления искового заявления с требованием о безвозмездной передаче домена и выплате компенсации за незаконное использование товарного знака,— уверена Яна Брутман.— В случае надлежащего сбора доказательств шансы на выигрыш высоки». Facebook уже принадлежат доменные имена национальных доменных зон Австралии, Австрии, Бельгии, Китая. Франции, Германии, Пакистана и т. д. Однако и позицию ЦФТ нельзя назвать заведомо проигрышной. «Слова “face” и “book” являются общеупотребимыми, ЦФТ не является социальной сетью и конкурентом Facebook»,— отмечает председатель МКА «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог. Кроме того, добавляет он, доменное имя facebook.ru нельзя рассматривать без составляющей “.ru”, поэтому шанс сохранить домен у ЦФТ есть.
Вероника Горячева, Ольга Шестопал
Источник: Коммерсантъ