Последние региональные «Ведомости»

Как работает региональное отделение издания рассказала ЖУРНАЛИСТУ Анна Щербакова, редактор петербургского бюро газеты «Ведомости»

Газета «Ведомости» отметила свое 18-летие 7 сентября 2017 года. Первое региональное отделение издания открыли в Санкт-Петербурге в 2000 году. В сентябре 2015 перестали выпускать региональные полосы в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Казани, Оренбурге, Пензе, Самаре, Саратове, Ульяновске, Барнауле, Горно-Алтайске, Красноярске, Кемерове, Новосибирске, Омске и Томске. Выжила только петербурская редакция «Ведомостей».

Как устроена интернет-редакция газеты «Ведомости» в Петербурге?

— У нас нет отдельной интернет-редакции. Журналисты петербургского бюро пишут новости и на сайт, и в газету. В Москве редакция разделена на газетную и интернет-редакцию, которые тесно взаимодействуют между собой. А в Петербурге всего четыре журналиста, редактор и фотограф.

Размер редакции пропорционален той доле, которую занимает Петербург в экономике, как пошутил один наш ньюсмейкер. Наш раздел сайта «вмонтирован» в общий сайт. С помощью геолокации автоматически открывается раздел с петербургскими заметками, то есть в Петербурге у вас открывается региональный сайт, независимо от того, хотите вы этого или нет. На сайте сразу за главными новостями, так называемый топ, идет петербургский раздел — это часть большого проекта. Наши заметки также стоят в отраслевых разделах сайта. Петербургский раздел не должен быть автономным, это часть сайта vedomosti.ru, стандарты, направления и темы у нас единые. Никаких региональных особенностей в этом нет. Нормы по количеству новостей нет, но стараемся не пропускать важные события прежде всего из сферы бизнеса и экономики.

Размер редакции пропорционален той доле, которую занимает Петербург в экономике 

Какие форматы используются на сайте (кроме текста)?

— Есть также галереи, видеоролики, тесты.

Стандарты или устав («догма») «Ведомостей» одинаковы для сайта и газеты?

— Стандарт для заметок, конечно, один и тот же на сайте и в газете.

Как вы определяете, что нужно в первую очередь публиковать на сайте, а что сразу идет в газету?

— Самое важное и сиюминутное, конечно, сразу ставится на сайт. Из этого выбираем темы для газеты, статьи чаще всего «докручиваются», дополняются аналитикой — на это требуется чуть больше времени. Газетные статьи практически полностью закрыты пэйволом — это наша специальная компетенция. Актуальные новости доступны на ленте сайта бесплатно, потому что читатели, даже если они не подписаны на «Ведомости», должны видеть картину дня, в том числе и в Петербурге. Мы стараемся рассказать не только о том, куда можно инвестировать и на чем заработать, но и том, что происходит вокруг.

Чем отличается аудитория платного и бесплатного контента?

— Скорее всего, они пересекаются. Я интуитивно пытаюсь предугадать, что будет популярно на сайте. Если нет стопроцентного понимания о важности новости, советуемся с московскими коллегами. Интернет-редакция держит руку на пульсе, смотрит за тем, как это будет выглядеть на сайте, что поднять в топ, а что повесить в Facebook. Я отчасти газетный человек, мне за этим сложно уследить. Я лучше понимаю, как искать и писать новости, чем как их продвигать.

А кто занимается продвижением материалов?

— В Петербурге специального сммщика нет. Журналисты сами продвигают тексты в соцсетях, пишут подводки. Но я не могу сказать, что мы фанатично это делаем, скорее это дополнительная функция.

С какими проблемами, особенностями сталкивается петербургская редакция?

— Проблемы всегда одни, независимо от региона — найти новость, подтвердить ее. Но понятно, что в Петербурге рынок поменьше, и новостей национального масштаба здесь не очень много, игроки преимущественно региональные. В Петербурге осталось мало мест, где делаются новости федерального уровня.

Проблемы всегда одни, независимо от региона – найти новость, подтвердить её

Какого журналиста вы ждете в редакцию? Какими качествами или навыками должен обладать человек?

— Обычно говорю о трех составляющих профессионализма. Во-первых, это должен быть журналист, то есть человек способный «словить» вовремя информацию, задать точные и не всегда приятные для собеседника вопросы, ответы записать на диктофон. Также сотрудник должен хотя бы немного понимать экономику, то есть знать, что такое спрос и предложение, банки, кредиты, ключевая ставка. Кроме того, он должен представлять, что происходит в Петербурге, какие здесь есть компании, кто их возглавляет, кто принимает решения, кто за что отвечает в администрации. Если человек в этих вопросах ориентируется, то он нам подходит, но на 100% таких не бывает, всем приходится доучиваться, и способность к быстрому освоению новой информации — это тоже элемент профессионализма.

А какое образование он должен получить?

— Экономическое образование, конечно, предпочтительно, оно более фундаментальное, но люди с экономическим образованием не всегда в состоянии нормально писать. Хотя научить этому проще, на мой взгляд, чем электронными таблицами пользоваться. Среди бизнес-журналистов  (по крайней мере в Петербурге) людей с экономическим образованием мало, и это, конечно, обидно.

Какие перспективы у медиабизнеса?

— Думаю, что бумага не до конца умрет. Печатные и интернет-издания будут развиваться параллельно. Есть такая версия, которая мне очень нравится: бумага будет премиальным продуктом, а сайт — массовым. Пока традиционные издания и их сайты во всех странах развиваются параллельно, и бумага, несмотря даже на сокращение рекламы, приносит больше доходов, чем онлайн. Это скажет любое традиционное издание, хоть Wall Street Journal, хоть Die Zeit. Но и производство газет и журналов дорогое.

То есть в сеть идти и развиваться надо, но денег там пока меньше. «Ведомости» ввели пэйвол, поскольку у нас большие затраты на производство контента — качественная информация стоит денег.

Екатерина Сажина

Источник: Журналист.