«Деловой Омск» разбирался в причинах кризиса печатных СМИ

Когда-то, в конце 20 века, на заре интернета, у меня возник спор с одним из старых журналистов-газетчиков. Тогда в интернет-пространстве существовало два или три федеральных информационных агентства. О местных еще не было и речи.

Он, смеясь, говорил: «Ну конечно, все, как дураки, будут пробегать мимо газетного киоска и бежать на работу новости почитать». Он и предположить не мог, что компьютер перестанет быть офисной принадлежностью, и не пройдет двух десятков лет, как новости мы сможем читать повсюду: в маршрутке, в ванной, утром, гуляя с собакой, в темной комнате, когда уже все светильники выключены.

Сегодня даже самые убежденные ретрограды отказываются от бумаги в пользу интернет-версий любимых изданий. Согласно отчету компании PwC Corporate, в 2016 году большинство сегментов российской медиаиндустрии показали отрицательную динамику относительно 2015 года. В перспективе до 2020 года, согласно прогнозу той же компании, сегменты газет и журналов будут демонстрировать отрицательные среднегодовые темпы роста, а общемировой объем газетного сегмента (реклама и доход от продаж) продолжит сокращаться. К 2020 году он сократится еще на 8% в денежном выражении и составит по всему миру 121 млн долларов США. На рынке при этом сохранится доминирование печатных изданий, однако выручка от их продажи будет неуклонно падать. Это, естественно, не может оставлять равнодушным и менеджмент медиаактивов, которые пока не видят в интернете «своей аудитории».

Отвечать за «Роспечать»

Несмотря на заверения о доминировании «печатки», российский рынок газетной продукции сокращается в тиражах. Если в 2013-2014 годах темпы сокращения составляли 9-11%, то в 2015 году из-за кризисных явлений в экономике и снижения доходов населения тиражи печатных СМИ уменьшились на 15%, а уже в 2016 году — до 10-14%.

Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, выступая в Совете Федерации 16 июня этого года, сказал (расшифровка стенограммы заседания): «Сегодня издательский рынок России, как и аналогичные рынки других стран, испытывает большие сложности, вызванные общим падением интереса к печатному слову. В дополнение к ним в России существует целый спектр негативных факторов, осложняющих и без того непростое положение бумажных газет и журналов. Однако все исследования — и зарубежных экспертов, и отечественных аналитиков — доказывают: качественная, выполненная на высоком журналистском уровне и интересная читателю пресса востребована, а значит, хорошо себя чувствует и развивается. Но на многомиллионную Россию осталось всего 23 тыс. газетных киосков! В среднем по стране в день закрывается (только вдумайтесь!) 10 таких торговых объектов».

Действительно, в последнее время и в Омске наблюдатели отмечают резкое снижение количества точек, где можно приобрести газеты и журналы. Местные эксперты также считают, что виной кризиса на рынке печатной продукции стал затяжной конфликт между издателями и распространителями газет. По сути, газетчикам предложили самостоятельно доставлять свои издания до потребителей. И если газеты, которые распространяются бесплатно, уже давно пересели на услуги курьерских служб, то для многих печатных СМИ практическое уничтожение сети «Роспечать» стало ударом под дых. И без того небольшие тиражи пришлось еще больше урезать.

При этом бесплатная пресса все равно не стоит на наезженных маршрутах доставки. О необходимости поиска новых каналов дистрибуции говорил в интервью «Деловому Омску» и омский издатель Максим Концедалов, заместитель генерального директора ГК «ВДВ-Медиа» (бесплатная газета «Ва-БанкЪ»). Он считает, что большинство платных газет и журналов доживают свои последние годы, и лишь самые «удачливые» издатели смогут перейти в сегмент элитарных изданий, которые «престижно листать и читать». А для тех, кто сохранит привычку шуршать газетными листами, но не готов оплачивать высококачественный продукт и печать, останутся бесплатные газеты: «Предпочтения читателей меняются. Люди уже привыкли получать информацию там, где это удобно. У бесплатных изданий более широкая аудитория, более массовый сегмент. И мировые тенденции говорят о развитии такого вида получения информации. Давайте возьмем как пример московские выпуски газеты «Метро», которые последние два-три года растут и очень неплохо. Причина в том, что они революционно изменили точку доставки: перестали приносить газету в почтовые ящики и начали раздавать ее в метрополитене, то есть там, где людям удобно читать. Таким образом они ответили на главный вызов интернета газетным изданиям: нашли способ передать информацию «здесь и сейчас», — подчеркнул Максим Концедалов.

«Чтоб не пил и не курил»

Запреты на рекламу в прессе различных видов товаров тоже привели к значительным потерям в доходах газетчиков. Эксперты считают, что запрет на продажу в киосках формата «Печать» табачных изделий серьезно ухудшил их экономические показатели, не сократив при этом потребление табака. Реализация этого запрета, по данным АРПП, уменьшила продажи газет и еженедельных журналов в среднем на 25% и по сути дела лишила рынок розничных продаж периодики какой-либо внебюджетной поддержки. По мнению специалистов отрасли, за последние три года пресса России лишилась более половины источников своих рекламных поступлений. Например, запрет на рекламу табака и алкоголя убавил рекламные доходы российской прессы на 15-20% в зависимости от типа издания. Более того, по мнению директора «СМИ 55», главного редактора еженедельника «Ваш ОРЕОЛ» Романа Лендела, очень сильно ударил по газетам и запрет на размещение рекламы медицинских товаров и услуг: «Аудитория газет в основном люди среднего и старшего возраста. Здоровье — сфера их интересов. Они целевая аудитория для производителей лекарственных препаратов и биодобавок. А значит, перекрыв этот канал коммуникации, государство лишает эту аудиторию проверенной информации и «перенаправляет» людей в интернет, где правдивость информации отследить намного сложнее».

Госзаказ как приказ

Впрочем, «свои» печатные СМИ государство холит и лелеет, не обращая внимания на огромные возвраты тиражей, низкий подписной коэффициент, непомерно раздутые штаты и зарплаты редакций. По сути, издание таких газет не является журналистикой в полном понимании этого слова, а, скорее, давно стало элементом пропаганды. Вероятно, сравнение в развитии и существовании изданий, которые частично или полностью принадлежат государственным органам, и частных газет и журналов во много некорректно. Но обойти этот пласт изданий в оценке выживаемости печатных СМИ тоже было бы неправильно. По мнению экспертов, печатные органы администраций различных уровней будут жить долго, намного дольше, чем просуществует рынок частных печатных СМИ. Особенно длительная искусственная подпитка будет осуществляться для регио-нальной и районной прессы. Ведь зачастую в отдаленных районах до сих пор существует культура чтения бумажных газет, которую в крупных городах напрочь вытеснили гаджеты. И неслучайно администрация Омской области тратит серьезные ресурсы на содержание двух областных газет («Омская правда» и «Омский вестник»), а также тянет тяжелейший воз «районок», а скудный городской бюджет полностью обслуживает «Третью столицу» и «Вечерний Омск».

Руководитель главного управления информационной политики в 2012-14 годах Андрей Ткачук одной из своих главных заслуг на этом посту считает реорганизацию именно районной прессы: «Мы модернизировали «районки», изменили подход к написанию текстов. В районных газетах появилась новая верстка, сразу увеличились тиражи. Это один из самых успешных моих проектов. Вы поинтересуйтесь у руководителей районной прессы, как им мои реформы. Спросите у той же Евгении Острой, которой я давал рекомендации». При попытке поговорить о входящей в сферу интересов «Домашней газете» Андрей Ткачук в разговоре с корреспондентом «ДО» подчеркнул, что уже не является директором медиахолдинга «Слово» и находится в отпуске. Отказался от комментариев и руководитель холдинга «ТРИЭС» Сергей Сусликов. Причем сделал это он в своей обычной манере, оскорбив звонившего ему корреспондента. Напряжение, которое сквозит среди газетчиков, еще раз подчеркивает сложность взаимоотношений на рынке печатных СМИ.

Любовь за деньги

Тем не менее можно увидеть невооруженным взглядом, что областное правительство наращивает свои «печатные мускулы». Недавно была приобретена франшиза на издание «Московского комсомольца», ведутся разговоры о приобретении областным холдингом права на издание «Комсомольской правды в Омске». И делается это прежде всего из пропагандистских побуждений, чтобы обеспечить освещение тех событий, которые не попадают на полосы частных СМИ из-за неинтересного информационного повода.

В условиях отсутствия системы государственной поддержки частной прессы печати многие издания участвуют в конкурсах на освещение деятельности регионального правительства. Заключение подобных контрактов заместитель министра по делам печати РФ Алексей Волин на омском медиафоруме назвал профанацией журналистики. С федеральным чиновником согласен и мэтр омской деловой журналистики, главный редактор еженедельника «Коммерческие вести» Марат Исангазин: «Да, мы тоже участвуем в конкурсах на освещение деятельности администрации. Без этого не обойтись. Мы зарабатываем сами, нам учредители ничего не дают. А многие издания являются игрушками, которые кто-то учредил. Они и разрушают рынок. За последние 15 лет в Омске образовывались десятки СМИ, которые, имея подпитку от учредителей, демпинговали на рекламном рынке, ломая его. Ломают и исчезают. Им все равно, они деньги тратят не свои. Если бы все работали в одинаковых условиях, мы бы тверже стояли на ногах. Конечно, еще и кризис дает о себе знать, который есть, несмотря на все заверения в обратном».

«Кукушка, кукушка, сколько осталось?»

Каждого из экспертов мы просили назвать одну цифру. Это время, оставшееся до окончательной смерти газетного слова. Некоторые пускались в рассуждения, некоторые отвечали уклончиво. Так, Марат Исангазин повторил слова Алексея Венедиктова, который говорил о том, что надо суммировать тиражи бумажные и интернет-аудиторию: «Тенденция понятна: аудитория действительно перетекает в интернет. Но совокупная аудитория стала больше. И отказываться от бумажной версии мы пока не собираемся и даже не думаем на эту тему. Начнем думать об этом, только когда такая необходимость действительно появится». Максим Концедалов уверен, что бесплатной прессе ничего не грозит: «Если брать омское издание «Ва-БанкЪ», то мы оцениваем свои шансы достаточно неплохо. Омский рынок достаточно консервативен, и общероссийские тенденции здесь работают слабее. Если в 2016 году падение по рекламным газетам составило 35-37%, то в Омске мы, например, потеряли около 7%. А этот год у нас отметился небольшим, но ростом». Но в отношении платной прессы Максим более категоричен: он дает платным газетам год-два, может, чуть больше, если найдутся спонсоры, готовые вложить в издательский проект. Главред «Вашего ОРЕЛА» Роман Лендел смотрит на рынок позитивнее: «Я считаю, что бесплатная пресса еще проживет от пяти до десяти лет. Что касается платных изданий, тех, за которыми приходят в киоск, у них есть пять лет. Это самый оптимистичный прогноз».

Вадим Березиков

Источник: «Деловой Омск».