В докладе были представлены результаты международного исследования рынка печатных СМИ, которое подготовило консалтинговое агентство Wessenden Marketing по запросу Дистрипресс. Исследование проводится ежегодно на протяжении четырех лет, в нем нашли отражение последние тенденции в сфере дистрибуции прессы и издательского дела. Несмотря на то что полный вариант доклада находится в завершающей стадии анализа и будет разослан членам Дистрипресс в начале октября, Джим поделился с делегатами основными выводами.
В докладе Джим Билтон выделил ключевые факторы успеха бумажных СМИ в цифровую эпоху на современном этапе. К ним он отнес: высокое качество редакционного контента, продвижение в сетях ретейла, выход издательского продукта на новые географические рынки, продвижение бумажных СМИ с помощью цифровых платформ.
По итогам 2016 года снижение мировых розничных продаж в сегменте журналов составило 8%.
Докладчик отметил основные тренды международного рынка розничных продаж:
∙ Сокращение общего количества торговых точек прессы
∙ Уменьшение торговых площадей, отведенных под прессу в торговых точках
∙ Вытеснение периодики другими товарными категориями
∙ Рост доли супермаркетов в сегменте розничных продаж
∙ Рост доли продаж в магазинах импульсного спроса
∙ Сокращение количества специализированных точек продаж прессы
∙ Сокращение бюджетов издательств на продвижение своей продукции
Говоря о тенденциях на рынке дистрибьюоров прессы, докладчик отметил, что все большее количество дистрибьюторов диверсифицирует свой бизнес, выходя на смежные рынки, к которым относятся услуги фулфилмента, доставки онлайн заказов и логистика сборных грузов.
Среди превалирующих тенденций на издательском рынке докладчик отметил, с одной стороны, сокращение количества сотрудников, с другой – инвестиции в обучение персонала. «Во всем мире издатели сокращают количество редакций, в то же время издатели инвестируют в обучение, все чаще проводятся различные тренинги и курсы повышения квалификации», – добавил он.
Особое внимание издатели уделяют качеству контента. Сегодня читатель испытывает острую нехватку времени, поэтому у него нет возможности читать журнал объемом 70 или просматривать десятки онлайн сайтов. Поэтому издатель должен выступать в роли своеобразного фильтра, публикуя в бумажном журнале только самые важные идеи.
Изменение периодичности – еще одна важная тенденция на мировом рынке. Крупные игроки рынка ежедневной и еженедельной прессы активно рассматривают планы по переходу на меньшую периодичность.
Говоря об инновациях, генеральный директор Wessenden Marketing отметил рост инвестиций в IT как способ сократить издержки. В качестве доказательства он привел результаты опроса мировых издателей и дистрибьюторов. Так, 12% процентов респондентов отметили, что в их компаниях недавно начались преобразования, 41% сказали, что преобразования идут полным ходом, 8% – что изменения организации близки к завершению и 39% заявили, что их компания находится в состоянии постоянного преобразования и оптимизации. Издательское и дистрибьюторское сообщество должны постоянно эволюционировать, в противном случае они рискуют остаться «за бортом».
«Таким образом, мы видим, что сегодня, несмотря на сложное положение рынка печатных СМИ, издатели и дистрибьюторы полны оптимизма и с уверенностью смотрят в будущее», – отметил генеральный директор Wessenden Marketing.
Завершая выступление, Джим Билтон поблагодарил организации, предоставившие информацию по тенденциям развития медиарынка для исследования. Он выразил благодарность Ассоциации распространителей печатной продукции за подробную статистику рынка бумажных СМИ России за прошедший год.
В этот же день делегация АРПП встретилась с Джимом Билтоном. Стороны обменялись информацией о положении дел на рынках печатных СМИ России и США. Оськин А.В. пригласил Джима Билтона посетить Россию с деловым визитом, приглашение было принято.
Джим Билтон, генеральный директор Wessenden Marketing (Англия)
Пресс служба АРПП