X Европейский круглый стол дистрибуторов прессы – о судьбе печатной прессы в ритейле

В рамках 62 конгресса Дистрипресс прошел традиционный европейский круглый стол дистрибуторов прессы, инициатором которого десять лет назад стала Ассоциация распространителей печатной продукции. В этом году в нем приняли участие делегации Германии, Испании, Италии, Португалии и России.

Президент Дистрипрес Карин Новажан поприветствовала делегатов авторитетного форума. Она отметила, что рынок печатных СМИ претерпевает значительную трансформацию, участие в подобных мероприятиях позволяет обменяться положительным опытом и выработать пути решения накопившихся проблем рынка. 

С приветственным словом к делегатам обратился Хосе Мануэль Анта (исполнительный директор FANDE, Испания). Он заявил, что круглый стол призван помочь европейским ассоциациям в преодолении трудностей на национальных рынках.

Вернер Цирлинк, представитель PRESSE GROSSO, рассказал о развитии рынка распространения прессы Германии. На рынке этой страны насчитывается более 108 тысяч розничных точек продаж прессы, куда входят как специализированные магазины, так и непрофильные (продуктовые магазины, аптеки, булочные и др). Ежедневно в торговые точки поставляется более 3,2 миллиона копий газет и 3,7 миллиона копий журналов, общее количество наименований превышает 6 тысяч. По мнению докладчика, дистрибуторы Германии активно разрабатывают новые подходы к распространению нишевых изданий. В Германии в 2000  году насчитывалась  91 компания, занимающаяся оптовым распространением, в 2008 – 73, сегодня на рынке оптового распространения прессы осталось работать лишь 48 компаний. 

В ходе проведения круглого стола презентацию о рынке дистрибуции прессы Португалии представил генеральный директор оптовика VASP. В своем выступлении докладчик рассказал об основных тенденциях на рынке бумажных СМИ страны. Отметил, что продажи прессы в штучном выражении сокращаются с 2006 года. Особенно выделил тенденцию увеличения ассортимента при одновременном сокращении продаж на единицу издания. На рынке Португалии в сегменте распространения бумажных СМИ  работает 7 791 торговая точка, в том числе 5 546 магазинов – независимые торговые точки, 1 232 – заправочные станции и 1 013 супермаркетов. Более 78% всех ежедневных газет продаются в розничной точке тиражом, не превышающим 5 экземпляров на выпуск.

О рынке Италии рассказал генеральный директор SODIP Пьеро Даниони. В своем выступлении докладчик представил исчерпывающую статистику дистрибуции прессы страны. Количество розничных точек по продаже прессы в 2016 году составило 29 500. На рынке наблюдается жесткая конкуренция в области оптового распространения, в результате некоторые компании уходят с рынка – за последние десять лет количество локальных дистрибуторов сократилось с 140 до 69. Среди тенденций, пагубно влияющих на рынок дистрибуции прессы, докладчик отметил снижение среднерозничной цены на газеты и журналы. Наиболее продаваемые издания в розничной сети стоят не дороже 80 евро центов, что значительно ухудшает бизнес оптовиков и дистрибуторов. 

О рынке Испании рассказал управляющий директор FANDE Хосе Мануэль Анта. Он отметил, что здесь наблюдается общеевропейская тенденция сокращения продаж прессы и уменьшения количества розничных точек. По итогам 2016 года количество точек по продаже прессы в Италии составило 21 114 торговых объектов (в 1995 году их насчитывалось 32 000). Объем рынка продаж журналов по итогам 2016 года составил 229 миллионов евро, что на 56% ниже, чем в 2005 году. Объем рынка продаж газет составил 634 миллиона евро, что на 45,2% меньше, чем в 2005 году. Отмечается тенденция по выводу прессы из ассортимента в сетях ритейла. Докладчик отметил, необходимость проведения масштабной разъяснительной работы, направленной на популяризацию периодики среди больших и малых торговых сетей.  Тяжелое положение вынуждает владельцев торговых точек вводить в ассортимент товары импульсного спроса, продажа которых помогает сохранить низкую маржинальность бизнеса. 

С докладом «Рынок печатных СМИ России» выступил председатель правления АРПП Оськин А.В. В своем выступлении он рассказал об отличии российского рынка дистрибуции прессы от европейского, подробно остановился на его динамике. По информации докладчика,  продажи печатной продукции в России  в экземплярах продолжают падать, сокращается и число точек распространения прессы и книг. Затем Оськин А.В. рассказал о решении органов государственной власти, направленных на поддержку распространения бумажных газет и журналов. 

В завершении работы авторитетного европейского форума председатель правления АРПП  Оськин А.В. подробно рассказал о работе АРПП по информированию органов государственной власти, а также о проводимых ассоциацией круглых столах и отраслевых форумах. Пример АРПП получил высокую оценку со стороны европейских коллег. Завязался обмен мнениями, в ходе которого делегаты договорились совместно подготовить письмо в ЕС с просьбой о принятии незамедлительных мер по разработке пакета льгот для издателей и распространителей. 

По завершении круглого стола делегация АРПП провела переговоры с координатором этого мероприятия Хосе Мануэль Анта, стороны обменялись мнениями касательно будущего рынка печатных СМИ в Испании и России.

 

 Во время проведения круглого стола

 

Хосе Мануэль Анта (координатор круглого стола) и Оськин А.В. (руководитель делегации АРПП)

 

Пресс-служба АРПП