Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Эта знаменитая и уже заезженная фраза стала главным принципом работы воронежского издательского дома «Свободная пресса». И выяснилось, что всё не так уж и плохо. Даже при взаимодействии с местной властью

После кризиса 2008 года в стране наступил кризис киосков прессы. Стали закрываться киоски и в Воронеже. Стало ясно, что повлиять на ситуацию мы, издатели, можем только совместными усилиями. Поэтому в 2009 году воронежские издатели и распространители объединились: был создан Комитет по предпринимательству в сфере СМИ при Торгово-промышленной палате Воронежской области.

Таким образом мы получили возможность наладить диалог с местными властями. В первую очередь с Воронежской городской Думой. Результатом этой работы стало Положение, над текстом которого мы трудились в течение 10 месяцев и которое было принято Воронежской городской Думой. В Положении зафиксированы все привилегии, которые получили киоски по продаже печатной продукции. Например, в некоторых случаях бóльшая полезная площадь объекта или возможность включения новых мест в схему размещения нестационарных торговых объектов.

РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ

В 2013 году нам удалось встретиться с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексеем Волиным. Благодаря ему появился приказ Минкомсвязи «Об у тверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». В этом приказе впервые регламентировалось размещение киосков, торгующих печатной продукцией. Например, определена рекомендуемая оптимальная площадь киоска — до 12 кв. м. При этом площадь павильона прессы может составлять до 50 кв. м. Также в Приказе есть рекомендуемый размер льготной ставки на аренду киосков прессы: не выше 30 руб. за кв. м. в месяц (в городах с населением 1 млн человек и выше) и не выше 20 руб. за кв. м. в месяц в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек. В сельской местности и городах с населением до 100 тыс. человек льготная ставка составляет не выше 5 руб. за кв. м. в месяц.

На улицах Воронежа продолжается установка вендинговых автоматов по продаже газет

Количество киосков в городе также регламентируется: не менее одного киоска прессы на 1500 человек в городе; не менее одного киоска прессы на 2500 человек в районах области; не менее одного киоска прессы на 4000 человек в населённых пунктах с населением меньше 50 тыс. человек.

Напомню и о Поручениях, которые президент Путин подписал по итогам совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте по культуре и искусству в декабре 2014 года. В частности, одно из них гласит: «Принять меры по повышению доступности книжной и периодической печатной продукции для населения». Уважаемые коллеги, вы должны требовать от местных администраций, чтобы они всё это выполняли.

АДЕКВАТНАЯ ГОСПОДДЕРЖКА

В 2014 году была создана Рабочая группа при правительстве Воронежской области, которую возглавил руководитель департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Илья Сахаров. Одним из результатов работы стала отмена платы за право аренды киосков, торгующих печатной продукцией. Единственное условие со стороны правительства — освободившиеся суммы должны быть потрачены на реконструкцию киосков.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев также оказывает поддержку развитию и распространению прессы. В 2012 году суммарный тираж районных газет в нашем регионе был 135 тыс., а сегодня — 151 тыс. экземпляров. Причём розничный тираж районных газет вырос в 15 раз! Сегодня 20% «районок» Воронежской области распространяется в розницу и 80% — по подписке.

В 2015 году губернатор выделил субсидии в размере 2 млн 900 тыс. рублей — на организацию новых форм торговли печатной продукцией. Это была наша мечта — чтобы вместо устаревших киосков появились современные павильоны, где людям было бы удобнее покупать прессу. К сентябрю в Воронеже появятся первые десять павильонов.

СТОЙКИ, АВТОМАТЫ И ЮНЫЕ ГАЗЕТЧИКИ

Вместе с тем наш издательский дом активно развивает собственную систему распространения. Во-первых, мы поставили 180 стоек в супермаркетах. Для нас это очень важно, мы тратим много сил для того, чтобы сделать классную первую полосу, чтобы она продавала издание. А как выкладывается пресса в киосках, мы прекрасно знаем: в лучшем случае видна только «шапка» с логотипом. Поэтому мы ставим свои стойки с выкладкой первой полосы. Это позволяет нам продавать с каждым годом всё больше и больше экземпляров. Люди видят первую полосу и покупают газету — тираж растёт.

Во-вторых, мы купили и поставили в Воронеже вендинговые автоматы по продаже газет. У нас работает около двадцати автоматов, в них продаётся шесть изданий. И жители нашего города с удовольствием их покупают. Хотя в Москве вендинговые автоматы по продаже прессы не прижились.

В акции «Юный газетчик», которую ИД «Свободная пресса» проводит совместно с благотворительными фондами уже более десяти лет, ежегодно принимает участие около 170 человек

В-третьих, мы запустили проект «Юный газетчик». На протяжении десяти лет мы во время летних школьных каникул приглашаем подростков на подработку. Каждое лето к нам приходит около 170 человек. Ежененедельно ребята продают около пяти тысяч экземпляров газеты «МОЁ!» (в среднем один юный газетчик реализует от 50 до 150 экземпляров в день). Однако они не просто продают газету, а ещё и участвуют в благотворительной акции: с каждых 25 руб., вырученных за проданный экземпляр газеты, 5 руб. направляется редакцией в Благотворительный фонд помощи онкобольным детям «ДоброСвет», а 10 руб. зарабатывает сам юный газетчик. В конце августа среди участников проекта выявляются лучшие юные газетчики, которые получают подарки от редакции (гироскутер, скейтборд, планшет и др.).

Кроме того, ИД «Свободная пресса» совместно с издательскими домами «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Российская газета», а также с районными изданиями сложились и поставили стойки в почтовых отделениях. Так мы стали продавать свои газеты в розницу. В районах сотрудники местных редакций приходят на почту и проверяют выкладку, в том числе и наших изданий. Это объединение очень серьёзно сказывается на наших продажах.

Мы также занимаемся проведением акций, стимулирующих покупку газет. Например, мы организовали акцию «Купи "МОЁ!" — помоги детям!». В некоторых воронежских кафе, гостиницах и торговых центрах установили специальные стойки с газетами «МОЁ!», где каждый желающий может купить свежий номер за 15 руб. При этом продавцов у стоек нет, покупателю предлагается опустить деньги в прикреплённый к стойке ящик. 5 руб. с каждого проданного номера идут на помощь тяжело больным детям.

Таким образом, ежемесячно одна треть заработанных в ходе акции средств перечисляется на счет Воронежского областного отделения Российского детского фонда.

25 РУБЛЕЙ ЗА НОМЕР

В декабре прошлого года мы провели небольшое исследование. Один из вопросов звучал так: по какой цене вы готовы покупать газету? Оказалось, что 60% жителей Воронежской области готовы отдавать за свежий номер от 15 до 21 руб. Еще 30% — от 21 до 25 руб.

То есть мы поняли, что выше 25 руб. за экземпляр брать в нашем регионе нельзя. Но ещё важнее, что подавляющее большинство опрошенных доверяет местной прессе.

Давайте помнить об этом. И давайте перестанем говорить, что наша отрасль умирает. Лучше будем прикладывать все силы, чтобы мы с вами выжили в этой борьбе. Я убежден, что мы выживем. Да, наверняка тиражи у нас будут пониже. Но будущее у бумажных газет определенно есть.

Юрий Таранцов, генеральный директор ИД «Свободная пресса»

Источник: Журналист.