– Сейчас все говорят о «цифровизации», переходе на электронный документооборот, отказе от бумаги...Чем обусловлено появление сообщества, декларирующего, напротив, любовь к бумаге?
– Оценивая по достоинству все удобства, какие несет цифровизация и перевод в сеть интернет, не будем забывать и об опасности, которые таит безоглядный прыжок в гиперреальность. Недавняя глобальная хакерская атака на госучреждения и частные компьютеры пользователей по всему миру заставляет задуматься о том, какая страховка есть у человечества в том числе и перед лицом глобальных катаклизмов. Простое отключение электричества не должно приводить к полному параличу всех социальных процессов. И здесь мы не имеем альтернативы старой доброй бумаге. Сохранение традиционных бумажных носителей и резервное копирование самой существенной информации на бумаге позволит при любых катаклизмах избежать хаоса и паники. К примеру, введение электронных карточек пациентов в больницах не должно отменять возможность пользования их бумажными аналогами.
Эта задача особенно актуальна для России, где фактор уязвимости для внешней военной агрессии сочетается с плохой управляемостью всеми процессами на огромных территориях. Любая чрезвычайная ситуация грозит коллапсом. Однако российские адепты глобализации готовы вприпрыжку бежать за т.н. цивилизованным миром, объявляя о проектах перевода в электронный вид различных жизненно важных опций. Заявлено о том, что у работающих россиян будут электронные трудовые книжки.У автолюбителей грозят отобрать бумажные полисы страхования и ПТС. Глава «Сбербанка» открыто мечтает о полной ликвидации бумажной наличности в стране.
О том, какие неудобства для рядовых граждан несут подобные новшества, можно узнать на примере введения электронной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Выписка из электронного реестра собственников стала платной услугой и одним из новых обременений для граждан. А главное – посеяно зерно сомнения в корректности использования базового института собственности. Ведь в России, где коррупция гнездится на всех слоях социального устройства, никто не может быть застрахован от злоупотреблений с электронными реестрами. В народе давно сложилось уважение к бумажному закреплению основных прав граждан, в том числе имущественных: «Без бумажки ты букашка». Действительно, человек становится еще более беззащитной «букашкой» перед «жуками»-держателями электронных реестров и баз данных, чем он был до отмены бумажных носителей. Немаловажен и тот факт, что система правосудия в России далеко не синхронизирована с процессами перевода функций и услуг в электронный вид. И именно последнее может доставить новые моральные и материальные сложности для граждан, решивших защитить свои права в суде. Для него по-прежнему основным и главным является документ на бумаге, а не в электронном виде. Иными словами, мы наблюдаем гигантский зазор между цифровой мечтой и бумажной реальностью. А страдают от этого рядовые граждане. Поэтому наше общество, к примеру, включится в поддержку нового законопроекта, который требует вернуть обратно бумажное свидетельство о собственности.
Собираемся таким же образом бороться против «отмены бумажного права» и по другим направлениям.
– Какие правовые основания Вы видите для деятельности общества?
– Согласно 55 статье Конституции «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Иными словами, все настоящие и будущие законы, отменяющие традиционные (бумажные) носители, противоречат Основному закону РФ.
Это не означает, что в России не надо развивать электронные услуги, конечно, нужно идти в ногу со временем. Но есть прекрасный путь синтеза, который заложен Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
Одним из основных принципов этой стратегии является «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг». Этот постулат проецируется буквально на все сферы развития информационного общества, конкретизируясь в оговаривании необходимости поддержки традиционных (отличных от доступных с использованием сети «Интернет») форм распространения знаний, традиционных средств распространения информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки), инфраструктуры традиционных услуг связи (почтовая связь, электросвязь), сохранения возможности представления документов традиционным способом.
Немаловажно и то, что обеспечение правомерного использования персональных данных и сохранение существующих в традиционных отраслях экономики технологий и способов производства товаров и оказания услуг объявлено национальным приоритетом в области цифровой экономики.
Таким образом, не стоит прислушиваться к голосам безумцев, призывающих отказаться от традиционной бумаги в пользу цифровых носителей информации. Да, бумага уступает свои позиции более удобным способам получения и хранения информации. Но бумажное право каждого гражданина закреплено основным законом РФ и поддержано основополагающими документами Президента РФ. Бумага – наилучший носитель для хранения и резервного копирования жизненно важной информации. И так должно быть всегда!
– Почему сообщество создано в подмосковной Ивантеевке и опубликовало свой манифест 26 сентября?
– В России собственная бумага появилась в конце 16 века благодаря инициативе царя Ивана Грозного. Родиной бумаги на Руси считается деревня Вантеево (ныне город Ивантеевка). Ученые полагают, что в мире сохранилось всего два образца той бумаги. Один из них хранится в Датском Королевском архиве (Копенгаген). Это грамота Ивана Грозного датскому королю Фредерику II, датированная 26 сентября 1570 г. Отсюда дата публикации нашего Манифеста.
- Что в планах Союза Любителей Бумаги?
- В первую очередь, конечно, защита «бумажного права», то есть законных прав и интересов граждан, связанных со свободным обращением традиционных бумажных носителей информации согласно 55 статье Конституции РФ. Будем следить и за исполнением Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», ключевым постулатом которого является «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг». Также у нас в планах сохранение исчезающих видов бумаги и знаний о них, создание музея редких бумаг в Ивантеевке, популяризация досуговой деятельности детей и взрослых с использованием бумажных материалов, поддержка интереса к чтению на традиционных носителях.
– Почему у Вас в руках бумажный смартфон?
– Не беспокойтесь, у меня есть и настоящий (улыбается). Модель гаджета, изготовленная из бумаги, нужна для одного упражнения. Возьмите его в руки представьте, что он настоящий. Попробуйте потыкать в нарисованные «иконки»? Бессмысленно? Ощущается абсурдность этих действий? А теперь задумайтесь: не является ли столь же бессмысленным «пропадание» человека в настоящем гаджете? Бесконечные, но кажущиеся очень нужными реакции, лайки, комментарии зачастую лишь удовлетворяют «коммуникационную чесотку» пользователя, но отнимают невосполнимое время его жизни. Как говорится в афоризме зиц-председателя общества Славы Блудова: «Смартфон – находка рукоблудника». Конечно, роль гаджета здесь несколько утрирована, но в целом посыл верный: гаджеты и соцсеты погружают человека в реактивное состояние, когда он перестает мыслить самостоятельно. А наша задача – вывести человека в проактивный статус, когда он сам генерирует идеи и творит. Иными словами, проживает свою жизнь сполна, а не бессмысленно. И старая добрая бумага призвана в этом помочь.
Автор: Леонид Штекель.
Источник: PlanetaSMI.ru