Предлагаемые изменения запрещают размещать НТО ближе 100 метров от входа в метрополитен, в то время как указанным постановлением определено вдвое меньшее минимальное расстояние – 50 метров. Более того, если в действующем документе содержится исключение для торговых объектов, реализующих прессу, цветы и театральные билеты – их можно размещать непосредственно у входа в вестибюли метро, то в случае принятия поправок никаких исключений не будет. Владельцы всех торговых объектов, находящихся в настоящее время в 100-метровой зоне, будут вынуждены демонтировать и перенести свои киоски.
Поправки, подготовленные Комитетом имущественных отношений, в случае их принятия нанесут ощутимый, весьма болезненный удар по распространителям печатной продукции, для которых расположение торговых объектов в местах высокого людского трафика имеет особенно важное значение, а перенос киосков прессы в сторону от него неизбежно приведет к сокращению продаж в несколько раз, падению рентабельности бизнеса и в результате – к закрытию объектов. В тяжелой ситуации окажется, в частности, компания «Метропресс», бывшая в свое время монополистом в сфере торговли прессой в метро и уже понесшая потери из-за запрета любой торговли в петербургском метрополитене после произошедших на его территории терактов весной 2017 года.
Перенос газетных киосков негативно скажется и на издателях, т.к. сократится объем продаваемых тиражей печатных изданий, а также на потребителях печатной продукции, привыкших покупать газеты и журналы на удобных для себя местах.
Ответственные лица в Смольном не задумываются о том, что двойной удар по торговле в метро и на близлежащей территории обрушит систему распространения печатной продукции, складывающуюся в городе годами. Предприятие «Метропресс», одна из известных и заслуженных дистрибуторских компаний Северо-Запада, по сути ставится чиновниками в чрезвычайно сложное положение. Принятие поправок может, по экспертным оценкам, обрушить объемы продаваемых тиражей на 30-50 процентов. Полагаем, что в данном случае антитеррористическая аргументация при ограничении продаж прессы в метро и на прилегающей территории является чрезмерной.
Надо признать, что не только «Метропресс» и другие распространители Санкт-Петербурга понесут серьезные потери в случае принятия вышеупомянутых поправок. Пострадают и издатели, чьи тиражи резко упадут, и жители города, которые останутся без привычного доступа к печатному слову.
Тревожные сигналы из Санкт-Петербурга призваны мобилизовать медиасообщество на преодоление данной кризисной ситуации.
Пресс-служба АРПП