1. Ключевые факторы успеха бумажных СМИ в цифровую эпоху на современном этапе:
• Высокое качество редакционного контента. Издатель должен выступать в роли своеобразного фильтра, публикуя в бумажном журнале только самые важные идеи.
• Продвижение прессы в сетях ритейла.
• Выход издательского продукта на новые географические рынки:
управляющий директор Lagardere Active Клэр Леост советовала издателям не ограничивать себя рынком одной страны, а создавать локации своих брендов на рынках других стран. Журнал Match редакция стала издавать в Канаде, Испании, Швейцарии, Тунисе и Марокко. Основной контент поставляется головной редакцией, расположенной в Париже, до 30% контента – местный. Match пользуется популярностью и в других странах, и продажи журнала медленно, но верно растут.
• Продвижение бумажных СМИ с помощью цифровых платформ.
2. Тенденции на издательском рынке (по докладу Джима Билтона, генерального директора Wessenden Marketing, Англия):
• По данным исследования Wessenden Marketing, по итогам 2016 года снижение мировых розничных продаж в сегменте журналов составило 8%.
• Сокращение количества сотрудников на фоне инвестиций в обучение персонала. Издатели все чаще проводятся различные тренинги и курсы повышения квалификации.
• Изменение периодичности. Крупные игроки рынка ежедневной и еженедельной прессы активно рассматривают планы по переходу на меньшую периодичность.
3. Основные тренды международного рынка розничных продаж:
• Все большее количество дистрибьюторов диверсифицирует свой бизнес, выходя на смежные рынки, к которым относятся услуги фулфилмента, доставки онлайн заказов и логистика сборных грузов.
• Сокращение общего количества торговых точек прессы и специализированных точек продаж прессы в частности
• Уменьшение торговых площадей, отведенных под прессу в торговых точках.
• Вытеснение периодики другими товарными категориями в ритейле.
• Сокращение бюджетов издательств на продвижение своей продукции.
• Среди тенденций, пагубно влияющих на рынок дистрибуции прессы, – снижение среднерозничной цены на газеты и журналы. Наиболее продаваемые издания в розничной сети стоят не дороже 80 евроцентов, что значительно ухудшает бизнес оптовиков и дистрибуторов (рынок Италии).
Рынок Италии (генеральный директор SODIP Пьеро Даниони)
- Консолидация оптового звена. Кол-во локальных (региональных) дистрибьюторов – 69. За 10 лет сократилось кол-во с 140 до 69 (на 50%, ушел каждый второй).
- Сокращение количества точек продаж, в т.ч. специализированных торговых точек. Количество розничных точек по продаже прессы – 29500. Сокращение количества точек за последний год на 5%.
- Снижение среднерозничной цены покупки прессы. Покупатели приобретают издания не дороже 0,8 евро.
- Рост продаж товаров импульсного спроса в точках продаж прессы.
Рынок Испании (управляющий директор FANDE Хосе Мануэль Анта)
- Сокращение наименований периодики (как газет, так и журналов).
- Резкое сокращение количества торговых точек продаж прессы. Количество розничных точек по продаже прессы - 21 114. В 1995 году – 32 000. За 20 лет закрылось 20% точек продаж.
- Рост продаж товаров импульсного спроса в точках продаж прессы.
Рынок Германии
- Консолидация оптового звена. Кол-во оптовиков – 48. В 1945 году в Германии насчитывалось 600 оптовиков, в 2000 – 91, в 2008 – 73. За последние 17 лет с рынка ушел каждый второй оптовик.
- Сокращение количества точек продаж. Количество розничных точек по продаже прессы - 108 500 (на 2,5% меньше, чем годом ранее).
- Сокращение периодичности доставки до 3-4 раз в неделю.
- Маркетинговая компания по продвижению прессы в ритейл.
- Развитие цифровых приложений для покупателей прессы.
4. Маркетинговая кампания по поддержке прессы в ритейле
Маркус Шёберл (представитель компании Presse Vertiebs) представил совместную программу ассоциации издателей и оптовиков Германии Presse-Grosso:
- Маркетинговая кампания по поддержке товарной группы «Пресса» в сетях FMCG, которая стартовала под слоганом «Пресса – всегда свежий и полезный товар.
- Первый этап: создание 28-страничной брошюры «Пресса в торговле». Общий тираж брошюры составил 50 тыс. экземпляров. Издание содержит материалы о прибыльности прессы, как категории (с предоставлением рыночных данных), о правильном формировании ассортимента, о важности рекламных материалов в местах продаж и услугах дистрибьюторов, позволяющих повысить рентабельность продаж печатных СМИ. Брошюра была разослана представителям крупных торговых сетей, а также предлагалась к изучению при непосредственном контакте сотрудников компаний по дистрибуции прессы с их клиентами.
- Второй этап коммуникаций – публикации в течение нескольких недель статей в бизнес-журналах, выписываемых руководителями FMCG-сетей, со следующими слоганами: «Каждый день только свежее», «Приносящий доход» и «Всегда в курсе».
- Третий этап – награждение специальными сертификатами директоров магазинов, руководителей отделов и менеджеров по продажам в торговых точках, показавших наилучшие результаты продаж прессы.
Журнал Elle с помощью сервисов геолокации привлек 500,000 покупателей в торговые сети
- Новая идея журнала Elle отсылает потребителей в настоящие магазины.