Актуальные проблемы рынка распространения печатных изданий на XXXIII Медиаконференции АРПП

2 октября в Текирова (Анталья, Турция) открылась XXXIII медиаконференция АРПП. Участниками форума стали около 50 представителей отечественных издателей и распространителей печатной продукции из многих городов России – Барнаула, Владимира,  Казани,  Калининграда,  Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода,  Новосибирска,  Смоленска, Хабаровска, Якутска, Ярославля, а также из Белоруссии и Латвии и Украины. Первый день работы медиаконференции был посвящен общим проблемам рынка, волнующим всех участников. 

С традиционным докладом  к собравшимся обратился Президент АРПП Д.В. Мартынов, отметивший основные тенденции года в медиаотрасли (текст и презентацию доклада см. по ссылке). 

Дмитрий Мартынов, президент АРПП

О необходимости работы на смежных рынках – печатного издания и цифровой версии – рассказал генеральный директор ООО “ДМ-Лэнд” К.В. Гуляев на примере издания “Работа&Зарплата”. Это позволяет, с одной стороны, достойно конкурировать с онлайн порталами по подбору персонала (hh.ru, superjob.ru, rabota.ru, trud.com и др.), а с другой – выступать в качестве партнёра для таких порталов, поставляя данные. При этом резкого роста посещаемости ресурсов не происходит, так как рынок достаточно плотно поделен между различными игроками, и появление новых не предвидится. Суммарный трафик собственного сайта raboteda.ru и интернет-партнёров достигает более 50 млн просмотров в месяц. 

Кирилл Гуляев, генеральный директор ООО "ДМ-Лэнд"

При этом должное внимание по-прежнему уделяется дистрибуции печатного издания. Вакансии массовых неквалифицированных профессий по-прежнему смещены в сторону газет и журналов. Рынок печатных изданий по трудоустройству за первый квартал 2017 года сократился на 4% по отношению к первому кварталу 2016 года. Газета бесплатно, а журнал за плату распространяется на популярных транспортных узлах. Также газета всегда выделена на стендах киосков, пресс-стендах и в супермаркетах. Часть издания распространяется через почтовые отделения. Осуществляется еженедельная рассылка вакансий по Центрам занятости населения России, подведомственным организациям Департамента труда и соцзащиты. Обе версии, цифровая и печатная, зарабатывают как на размещении информации о вакансиях, так и на продаже рекламы. По окончании своего доклада К.В.Гуляев ответил на многочисленные вопросы участников конференции. 

А.В. Оськин подчеркнул, что пример компании «ДМ-Лэнд» подтверждает перспективность для издателя тренда по симбиозу бумажных и цифровых версий издания. Особенно отрадно, что такой положительный пример демонстрирует на нашем рынке российский издатель. 

Затем с докладом «Судьба печатных СМИ в ритейле» выступил А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ». В системе розничного распространения печатной периодики, отметил докладчик, сети FMCG занимают 28,4% по количеству торговых объектов, реализующих газеты и журналы, и 42,4% в стоимостном выражении. Печатная периодическая продукция включена в ассортимент только каждго пятого магазина продуктовых сетей. В настоящее время основным объектом в сетевом ритейле по продажам прессы является супермаркет, но доля этого торгового формата постепенно снижается. 

Андрей Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союз издателей «НАИ»

К падению продаж печатной продукции в ритейле приводят такие действия сетей в отношении прессы, как установление максимальных сроков оплаты за товар дистрибьютору (до 120 дней), взимание платы за изменение ассортимента, сокращение количества SKU, размещение оборудования с прессой в местах с низкой проходимостью, ретробонусы и др. Далее А.В. Авдонин перечислил условия, при которых, по его мнению, продажи прессы в ритейле могут быть увеличены. Это применение к прессе условий по оплатам за проданный тираж, аналогичных тем, которые применяются к товарам категории food; снижение бонусов до 5%; проведение скоординированных мероприятий с участием ритейлера, издателя и распространителя, направленных на увеличение продаж, с использованием зарубежного опыта.  

Завершая выступление, А.В. Авдонин рассказал о создании Коллегии главредов печатных СМИ, о которой было объявлено на прошедшем в Дагомысе  XX фестивале «Вся Россия». Коллегия главредов призвана разрушить информационный барьер между регионами и столицей. Руководители региональных печатных СМИ в сумме своих мнений о той или иной насущной проблеме выстраивают общую картину  происходящего в целом в России. 

Об итогах визита делегации АРПП на 62-й конгресс Дистрипресс, проходившего в Лиссабоне, рассказал председатель Правления НП «АРПП» А.В. Оськин. Он отметил, что в своих проблемах российский рынок не уникален и сталкивается со сложностями, характерными для европейского и североамериканского рынков (падение спроса, снижение числа дистрибьюторов, сокращение количества точек продаж, сокращение расходов рекламодателей на печатные издания). 

Александр Оськин, председатель правления АРПП

В то же время, ситуацию в некоторых странах удалось стабилизировать, благодаря активной и скоординированной политике участников рынка, отраслевых ассоциаций и органов власти. Например, в Германии зафиксировано наименьшее сокращение числа точек продаж прессы – минус 2,5% при сохранении широкой торговой сети (более 108,5 тысячи).  

А.В. Оськин предложил издателям и дистрибьюторам более интенсивно перенимать зарубежный опыт в различных сферах: от переформатирования структуры изданий до внедрения мультиканальной системы дистрибуции печатных изданий, тесного сотрудничества с ритейлом. 

По его словам, в США очень популярны буказины, так как представляют выгоду для покупателя благодаря скидкам и специальным предложениям. Издатели журналов интегрируют маркетинговые акции вместе с ритейлом, выпуская специальные приложения для мобильных устройств, а также внедряя купоны и QR-коды в глянцевые журналы.  

Отличительной чертой западных распространителей прессы является обучение персонала при общем сокращении штата сотрудников. В тоже время, в России есть издания, применяющие схожие практику. Например, «Комсомольская правда». Любой журналист издания должен уметь написать новостную заметку, переработать её для интервью или публикации на сайте, иметь навыки видеомонтажа и фотообработки. 

Е.О. Мосолова, директор по распространению ИД «Вечерняя Москва», представила доклад «Новые формы работы редакции газеты «Вечерняя Москва» на рынке прессы в современных условиях». Вечерняя Москва за 90 лет существования издания неоднократно менялась в соответствии с требованиями времени. 


Екатерина Мосолова, "Вечерняя Москва"

В настоящее время «Вечерняя Москва» представляет из себя медиахолдинг, выпускающий одновременно контент для бумажной версии газеты, сайта vm.ru, приложения VM.ru, для «Вечёрка-ТВ», SMS-портала. Всё позволило стать изданию главной газетой столицы, авторитетным источником новостей для остальных СМИ. Аудитория одного выпуска газеты составляет 1,5 млн человек. В медиахолдинг таккже входят газеты префектур, еженедельный семейный выпуск газеты, ежемесячный исторический альманах.

А.В. Оськин отметил, что опыт «Вечерней Москвы» по созданию мультимедийного холдинга как нельзя лучше определяет современный тренд к симбиозу всех возможных средств донесения контента до потребителей. Потребитель в свою очередь согласно современным исследованием потребляет информацию с 5 экранов, одним из которых в обязательном порядке является бумажная пресса.    

Участники пленарного заседания

Завершал программу первого дня медиаконференции круглый стол «Открытый диалог издателей и распространителей о состоянии и перспективах рынка прессы» под председательством А.В.Авдонина, генерального директора ООО «Мир новостей Медиа», президента Союза издателей «НАИ», и С.Д. Гаврилова, генерального директора ООО «АРПИ-Сибирь», президента НП НСРП «Союзпечать».  

В ходе обмена мнениями завязалась острая дискуссия между дистрибьюторами и издателями. Подробнее об итогах круглого стола читайте по ссылке.  

 

Пресс-служба АРПП