Исполнительный директор НП «АРПП» А.В. Луговая выступила с докладом о состоянии и перспективах развития региональных рынков прессы. Говоря об инфраструктуре дистрибуции прессы и книг в России в целом, она отметила, что число специализированных объектов по распространению печатной продукции неуклонно уменьшается. Так, с 2004 года количество киосков прессы сократилось с 42 тыс. до 23,1 тыс. (на 45%), книжных магазинов – с 4,4 тыс. до 1,5 тыс. (- 67%). Докладчик привела цифры по обеспеченности жителей различных регионов РФ киосками прессы. Среди лучших по этому показателю субъектов Федерации – Калининградская область, Челябинская область и Республика Марий Эл, где 1 киоск приходится соответственно на 2 523, 3 070 и 3 096 жителей), В аутсайдерах – Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Республика Адыгея (1 киоск на 19 329, 19 300 и 17 968 жителей). Если оценивать обеспеченность регионов торговыми объектами прессы по нормам, установленным постановлением Правительства РФ №291, то можно констатировать, что данное постановление выполняется на территории только 34-х субъектов Федерации.
Далее А.В.Луговая ознакомила участников заседания с показателями, характеризующими распространение прессы через подписку. С 2013 года суммарное сокращение подписных тиражей составило 45% (с 1 млрд до 0,55 млрд экземпляров в год). В рейтинге плотности подписных тиражей лидируют Курская область (340 подписок на 1 000 жителей), Республика Северная Осетия-Алания (320 подписок), Чеченская Республика (288 подписок). Среди отстающих – Республика Ингушетия, Москва и Ямало-Ненецкий АО (соответственно 8, 11 и 24 подписки на 1 000 жителей). А.Н.Луговая сообщила, что АРПП разработала пакет предложений по улучшению ситуации в системе распространения прессы. Среди них – разработка комплексной программы развития подписки на газеты и журналы и розничных продаж прессы в каждом регионе в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2017 г. №719-р. В числе предлагаемых АРПП мер по господдержке подписки на печатную продукцию докладчик отметила такие, как субсидирование доставки подписных изданий населению в размере 6 млрд руб. в год, разработка государственной программы по популяризации подписки в регионах среди молодежи, материальная помощь на оформление подписки за счет бюджета социально незащищенным категориям граждан. Поддержка киосков и павильонов печати в соответствии с предложениями АРПП может быть оказана путем внесения изменений в законодательные акты РФ с целью совершенствования правового регулирования нестационарной торговли, снятия ограничений на ассортиментный перечень для торговых объектов прессы, установления льготных арендных ставок для киосков и павильонов печати и др.
Далее с докладом выступил управляющий ГК «Толока» О.В.Кононов. Он сообщил, что согласно данным Mediascope, пресса по-прежнему является важным источником получения информации для населения, дал характеристику газетно-журнальному рынку России, и обозначил основные тенденции его развития. Отметив, что на издательском рынке активно развивается digital-направление, О.В.Кононов призвал не переоценивать значение «цифры». Большую часть доходов издателям приносят именно печатные издания. При этом докладчик сослался на на доклад Кая Дикманна, издателя немецкого Bild, который до сих пор не уверен, что они достигли успеха, развивая цифровое направление, несмотря на впечатляющие результаты аудиторных показателей.
О.В.Кононов представил самый успешный digital-проект группы компаний «Толока» - Ogorod.ru. Сайт просматривают более 3 млн раз в месяц, ядро аудитории составляют 1 100 000 уникальных посетителей. Лучшие результаты SMM демонстрируют представительства сайта в Fabebook (176 400 подписчиков), «Одноклассниках» (131 500 подписчиков) и Viber (41 100 подписчиков). В то же время, «ВКонтакте» не приносит существенного трафика на сайт, поскольку пользователи предпочитают оставаться внутри сообщества.
По словам О.В.Кононова, в отрасли сейчас царит неопределенность, рушится прежняя бизнес-модель, и поэтому необходимо срочно менять ситуацию. По мнению докладчика, монопольное положение дистрибьютора не решает проблемы, а ключевым фактором, способным изменить текущее положение дел, является установление равных, прямых и партнерских отношений между издателем и дистрибьютором.
Комментируя доклад О.В.Кононова, председатель Правления АРПП А.В. Оськин заметил, что в Германии царит монополизм издателей, обеспечивающий широкий охват населения, высокую доходность и допускающий существование убыточных точек. В России данная система не сложилась, причем в этом могут быть свои плюсы и минусы.
С.В.Слющенков, руководитель производственно-логистического комплекса «Западная пресса», рассказал о проблемах рынка газетно-журнальной продукции в Калининградской области. Он отметил, что в последние два года в регионе отмечается сокращение количества нестационарных торговых объектов прессы, закрываются торговые сети, в которых реализовывалась пресса. На издательском рынке уменьшается количество новых коллекционных изданий, закрываются печатные версии газет и журналов. В обороте газетно-журнальной продукции в 2017 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась доля патворков (с 18 до 10%) и журналов в ценовой категории от 50 руб. (с 19 до 17%). В то же время увеличилась доля кроссвордных изданий (с 8 до 12%), журналов в ценовой категории менее 50 руб. (с 22 до 25%), газет (с 33 до 36%). За эти же два года изменилась доля в обороте газетно-журнальной продукции разных каналов распространения: в 2017 году киосковый опт занимает 49% (в 2015 году – 58%), сетевой опт – 40% (32%), мелкий опт – 11% (10%).
В обобщенном виде докладчик назвал следующие проблемы рынка газетно-журнальной продукции в Калининградской области:
• Сокращение нестационарных торговых объектов по продаже газетно-журнальной продукции, закрытие торговых сетей
• Сокращение представленности печатной продукции в уличном ритейле (киоски, павильоны)
• Сокращение представленности печатной продукции в супермаркетах
• Уменьшение количества новых коллекционных изданий, закрытие печатных версий ряда изданий
• Отказ сетевых магазинов от обработки тиражей, сбора ремиссии
• Уменьшение допустимого процента ремиссии издателями
• Проблемы с логистикой. Подавляющее большинство газет и журналов печатаются в г. Москве и других городах России. Эти издания поступают в Калининградскую область автотранспортом через таможенные зоны Таможенного союза и Европейского союза. При прохождении таможенных постов возникают длительные задержки поставок из-за скопления большого количества машин (до 8 дней) и как следствие сокращение сроков реализации
По мнению С.В.Слющенкова, для решения этих проблем необходимо предпринять следующие шаги:
• Ведение переговоров по вхождению в максимальное количество малых торговых точек печатной продукции
• Разработка нового торгового оборудования совместно с ритейлом для супермаркетов и прочих точек
• Ведение переговоров с руководителями сетевого ритейла по проблемам представленности, ассортимента, мерчандайзинга и пр.
• Совместные маркетинговые акции (издатель + дистрибутор + ритейлер)
• Конкурсы среди продавцов уличного ритейла, обучение продажам
• Самостоятельная организация работы мерчандайзинга в уличном и сетевом ритейле (выкладка продукции, соблюдение планограмм, пополнение товарного запаса в течении дня, сбор и подготовка возврата)
Решение проблем отрасли, отметил С.В.Слющенков, невозможно без участия региональных властей и государственной поддержки на федеральном уровне.
А.И.Гаранин, директор реализации ООО «Пресес Сервисс», рассказал об особенностях распространения печатной продукции в Латвии. В начале своего выступления он привел несколько фактов, характеризующих рынок Латвии: сегодня здесь живёт менее 2 млн жителей; более половины жителей знают русский язык и общаются на нем; в стране установлен НДС на СМИ - 12%, на эротические и рекламные издания – 21%; большая часть рынка разделена между торговыми сетями; распространитель получает скидку от издателя.
Среди основных особенностей рынка печатной продукции Латвии докладчик назвал следующие:
• Издательскую деятельность регулирует закон о СМИ.
• Отношения между розницей и поставщиками регулирует закон «о запрещении не честной практики в рознице.
• Розничную цену на местные издания определяет издатель и согласно закону обязан указать её на обложке.
• За деятельностью распространителя следит «совет по конкуренции».
Выступающий обозначил и основные тенденции
на рынке:
• Снижение общего количества торговых объектов.
• Изменение потребительского спроса.
• Дефляция.
• Резкое снижение спроса на ежедневные газеты.
• Распространение касс самообслуживания.
• Уменьшение торговых площадей под прессу в сетевых (продуктовых) торговых точках.
Далее А.И.Гаранин ознакомил присутствующих с цифрами, показывающими распределение продаж прессы в Латвии по типам торговых точек. Больше всего печатной периодики продается в магазинах самообслуживания – 35%, затем идут гипермаркеты – 16%, супермаркеты – 14%, специализированные магазины прессы – 10%, магазины прессы – 7%, киоски прессы – 6%,торговля из-за прилавка – 6%, мини-маркеты – 4%, АЗС – 2%.
Говоря о сотрудничестве дистрибьютора с торговыми сетями, докладчик отметил необходимость постоянной обратной связи с ними, что позволяет решать такие вопросы, как: оптимизация тиражей, автоматический дополнительный заказ, работа с новинками и специальными номерами изданий, контроль торговых мест, получение дополнительной информации.
В сотрудничестве с издателями компания «Пресс Сервисс» широко использует проведение совместных акций, направленных на пропаганду чтения и привлечение покупателя. В качестве примера А.И.Гаранин привел организацию социальной компании «Читайте детям», целями которой были актуализация в обществе осознания важности чтения и его огромной роли в развитии ребёнка, рассказать родителям о простом и эффективном способе развития интереса детей к самостоятельному чтению.
Доклад «Рынок прессы глазами регионального дистрибьютора» представил генеральный директор АО «Союзпечать – Алтай» Д.В.Алтухов. В начале выступления он привел некоторые данные о своей компании. «Союзпечать – Алтай» работает на территории пяти регионов: в Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской и Томской области,в Республике Алтай. Компания имеет 270 собственных киосков, обслуживает более 500 супермаркетов, а также поставляет прессу в почтовые отделения. За 8 месяцев 2017 года к соответствующему периоду 2016 года наблюдалась следующая динамика продаж периодики в экземплярах: продажи традиционной прессы – минус 1%, коллекций – минус 29%, флоупаков – плюс 142%. В стоимостном выражении продажи традиционной прессы упали на 1%, коллекционных изданий – на 29%, а флоупаков выросли на 94%. />
Говоря о работе киосковых сетей компании, Д.В.Алтухов отметил следующие тенденции: увеличение торговых площадей и переход к более современным методам торговли; строительство павильонов прессы; применение регистрации продаж онлайн; внедрение товарной матрицы. К плюсам таких изменений докладчик отнес увеличение продаж от 3 до 300%, снижение нагрузки на киоскеров. В то же время, возникает необходимость в дополнительных финансовых вложениях, имеются сложности с обучением киоскеров, увеличивается трудоемкость для склада. Выступающий дал прогноз развития киосковых сетей в ближайшем будущем: рентабельность будет снижаться, но меньшими темпами; в ближайшие два года количество киосков сократится не менее, чем на 20%; доля павильонов прессы будет расти, но доля киосковых сетей в продаже прессы продолжит сокращаться.
Далее выступающий остановился на проблемах, связанных с поставками прессы в ритейл. Прежде всего это повышение цен на прессу в торговых сетях и ротация ассортимента. Несмотря на то, что в количественном выражении продажи прессы в ритейле растут, рентабельность поставок периодики в торговые сети не увеличивается. В будущем, по мнению Д.В.Алтухова, доля ритейла в продажах прессы возрастет, но сохранятся существующие и сейчас проблемы с ограниченностью ассортимента, а также проблемы доходности.
В заключение докладчик дал оценку относительно новому направлению работы своей компании – поставкам прессы в почтовые отделения. По его мнению, Почта – самый перспективный и растущий сегмент рынка распространения прессы, и ее доля на этом рынке может в ближайшее время существенно возрасти.
С докладом «Формы работы с региональными издателями (опыт подписного агентства)» выступил В.А.Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки». На первом этапе работы нашей организации, сказал докладчик, считалось , что мы работаем исключительно с региональными издателями, и в этом была большая доля правды. Когда мы выходили на рынок, мы столкнулись с проблемой неготовности многих издателей работать с подписным агентством, и нам пришлось приложить немало усилий, чтобы переломить ситуацию. Понятно, что у издателей появились новые расходы, что вызывало их недовольство. Тогда мы за свой счет стали развивать их продажи. На каком-то этапе мы поняли, что издателей слишком много, и что мы не можем работать с каждым из них индивидуально. Мы стали сотрудничать с отраслевыми объединениями. Сначала это был Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП), затем Ассоциация руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС). В последнее время, когда МАП вновь активизировал работу с региональными издателями, мы попытались разобраться, что их волнует больше всего, и поняли, что больше всего их волнует сокращение подписных тиражей, оформляемых на Почте. Но что интересно: подписка, оформляемая на Почте падает, а та, что оформляется в интернете, растет. И мы видим это на примере нашего подписного интернет-сервиса Vypishi.ru. Но что делать в ситуации, когда в регионах подписка через интернет не так популярна и не так доступна, как, например, в Москве или Санкт-Петербурге? Попытки организовать подписку в регионах с помощью студентов или в офисах особого успеха не имели. Мы считаем, что нужно искать какую-то альтернативу и знаем, что есть издатели, которые готовы это обсуждать.
Вторая проблема, о которой сказал докладчик, – это высокие тарифы на доставку прессы населению. Наверное, субсидии Почте могли бы решить эту проблему, но остается еще одна – качество, своевременность доставки. По мнению В.А.Дворянова, помимо изучения зарубежного опыта можно было бы обратиться к опыту отечественной Почтовой службы времен царской России, когда применялись низкие регулируемые тарифы, а качество доставки обеспечивалось высокими штрафами. Но в любом случае, сказал в заключение докладчик, с Почтой нужно сотрудничать и вместе искать приемлемые варианты решения существующих проблем.
После пленарного заседания состоялся круглый стол на тему «Опыт распространения еженедельников в регионах», ведущими были И.С.Глухов, генеральный директор ООО «Агентство печати «Экспресс» (г.Хабаровск) и И.А.Диденко, заместитель председателя Совета директоров ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели».
Пресс-служба АРПП