Сегодня мы прошли по старым адресам и увидели, что ситуация только ухудшилась: пустынные площади, освободившиеся от киосков и павильонов, замощены плиткой, а многие киоски задвинуты в места, где практически нет покупателей. Настоящие киоски печали.
На Большой Сухаревской площади мы были в декабре 2015 года - с экспертами Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) мы отправились тогда в совместный рейд, призванный выяснить, как проходит установка газетных киосков.
Владельцы павильонов грустно рассказывали нам о том, что их незатейливые сооружения, простоявшие в городе много лет, чиновники приказали снести, а хозяевам предписали арендовать типовые уже у самой мэрии.
Большая часть бизнесменов была вынуждена закрыть свое дело и уйти с рынка. Оставшиеся отправились брать кредиты на приобретение новых павильонов. Уже тогда было понятно, что они не удались.
Продавцы мучились с отоплением: в верхней части помещения было невыносимо жарко, а у пола - очень холодно. Электрические кабели, тянущиеся к киоскам, свисали так низко, что до них легко можно дотянуться рукой, и кто-то из киоскеров подсчитал убытки на случай, если хулиганы испортят оборудование.
К тому же в новых павильонах выдвижные витрины оказались неподъемными, и никто не понимал, как пожилые продавщицы будут каждое утро при раскладке свежей прессы выдвигать и задвигать обратно эту тяжесть.
Но это были мелочи. Главной проблемой оказалось то, что точки, которые мэрия определила для киосков, расположились в самых неподходящих местах. И сейчас это особенно заметно.
НЕДОХОДНОЕ МЕСТО
Казалось бы, Сухаревскую площадь никто не посмеет назвать непроходным местом. По одну сторону улицы Сретенка - толпа людей, ныряющая в подземку. Кто-то заскакивает в Макдоналдс, кто-то - в соседний книжный магазин.
Рядом гремит Садовое кольцо, чуть поодаль - Институт Склифосовского. Словом, на этой стороне Сретенки жизнь по-настоящему кипит.
Но напротив, через дорогу, на Большой Сухаревской площади, людей совсем нет. Зато здесь стоят целых три киоска, а работает только один - газетный. Два соседних закрыты железными ставнями. Мы припоминаем, что в одном из них два года назад собирались продавать мороженое. Но сегодня нет ни мороженого, ни желающих его приобрести.
Продавщица журналов объяснила, почему место в самом центре города оказалось невыгодным: «Для того чтобы к нам подойти, людям, выходящим из метро, надо перейти дорогу, а там движение какое сумасшедшее, посмотрите сами. Выход из перехода в нашу сторону закрыт, светофор чуть в стороне, к нему надо идти, ждать зеленый свет. А в киосках как люди покупают: быстро, на ходу, пробегая мимо. Специально редко кто будет крюк делать. Поэтому люди на наш пятачок и не заглядывают».
Проспект Мира в 2015 году тоже стал предметом пристального изучения экспертов рынка печатной прессы. Новоиспеченные хозяева только что установленных киосков показывали журналистам протекающие крыши и рассказывали, что киоскеры будут рисковать жизнью, работая почти под оголенными проводами. Правда, павильоны в этом прибыльном месте тогда еще не подключили к электросетям, поэтому ни один работник торговли не пострадал.
Теперь здесь полный порядок. Сразу при выходе из метро в сторону спорткомплекса «Олимпийский» мы видим газетный киоск. Поблизости должны стоять еще два - те самые, с протекающими крышами.
Двести метров пешком - и вот они! Работают. Один - с газетами, другой - с мороженым. Напротив, по другую сторону проспекта Мира, красуется «чугунка» - городской павильончик, выполненный в старинном стиле. Там тоже продают книги и печать. В двух шагах отсюда вольготно расположился передвижной стенд с бумажными СМИ.
От печатной прессы начинает рябить в глазах. И совершенно непонятно, зачем на пятачке в 300 метров установили столько торговых точек с одним и тем же ассортиментом?
КОГДА ВЛАСТЬ НЕ ПОМОЩНИК
Реформа наземной торговли, начавшаяся еще в 2010 году, больше всего запомнилась москвичам «ночью длинных ковшей», когда в один момент были уничтожены десятки стационарных построек. Но одновременно шла куда более тихая и незаметная битва владельцев киосков за свой маленький бизнес. Никто не мог понять зачем прессуют киоски прессы.
Казалось бы, чиновники позаботились о людях и предложили самые выгодные условия. Они сами заказали и закупили киоски по 1,5 миллиона рублей каждый, а бизнесменам предложили взять их в аренду. Старые павильоны, куда более дешевые - по 500-700 тысяч, люди должны были снести.
Деваться некуда - владельцы киосков согласились. Многие надеялись сохранить бизнес, которым они занимались десятилетиями. Думали, пройдут тяжелые времена реформ и все наладится. Вот только работать стало еще сложнее.
Аренда теперь начислялась из расчета новой стоимости павильонов - чиновники и не скрывали, что хотят возместить потраченные средства. Надо было платить за землю - в престижных районах цена зашкаливала. Мэрия объявила конкурсы на право торговать в лучших местах - еще расходы.
В итоге финансовая нагрузка на каждый киоск намного возросла. А поднимать цены на продукцию не рискует никто - товар, и без того не самый ходовой, москвичи просто откажутся покупать. Неудивительно, что за последние два года мэрия сдала в аренду всего 4,1 тысячи торговых мест из 9 тысяч существующих. Больше 2 тысяч из них получили 10 компаний, которые, по сути, и стали монополистами на этом рынке.
В результате на улицах города практически пропали ларьки с продуктами, общепитом и театральными билетами. Множество мелочей, которые раньше жители Москвы покупали на бегу, теперь оказались недоступны.
Было время, когда представители отрасли просили разрешить продажу сигарет, газировки и сладостей, чтобы хоть как-то повысить прибыль, но мэрия их не поддержала.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Вслед за распространителями страдают издатели. Киоскеры просто не могут вовремя возвращать деньги за реализованный товар - им надо срочно покрывать свои расходы. Издательства, не получив законные средства, влезают в долги перед типографиями. Те не в состоянии закупать бумагу у полиграфических комбинатов, которые работают исключительно по предоплате. Специалисты считают, что рынок периодической печати движется к коллапсу.
В 2016 году правительство России выпустило постановление, где указывалась формула, по которой необходимо вести расчет числа киосков и маленьких магазинов для каждого населенного пункта страны. Специалисты АРПП подсчитали, что по этому документу одних только киосков с газетами в Москве должно быть более 17 тысяч.
«У нас до сих пор сокращались торговые точки со скоростью 10 киосков печати в день. А тут вдруг правительство обязало местные власти обеспечить людей множеством киосков. Новые нормативы говорят о том, что павильонов «Пресса» должно стать в 10 раз больше», - говорил о нововведении председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Тогда он назвал свое настроение «сдержанным оптимизмом». И не напрасно: жизнь показала, что столичные власти меньше всего прислушиваются к указаниям федерального правительства.
В ЛИПЕЦКЕ ГАЗЕТЫ ПРИНОСЯТ ДОХОД
Увы, столичную инициативу подхватили регионы. «Мир Новостей» уже писал, как без киосков чуть было не осталась Тверь: тогдашние власти повадились там сносить постройки, торгующие не только прессой, но и продуктами. Похоже, такая же судьба ждет и Подмосковье. Лишь немногие регионы могут похвастаться поддержкой чиновников.
В Липецке с торговыми точками с периодикой полный порядок. Местная «Союзпечать» открыла даже большие павильоны, где, купив газету или книгу, можно уютно посидеть за столиком с чашкой кофе и даже «погулять» по предоставленному киоскерами интернету. От посетителей нет отбоя. Про липецкий опыт рассказывают на профильных конференциях и пишут в отраслевых СМИ. Вот только перенимать его чиновники не спешат - похоже, у них совсем другая задача.
Наталья Пуртова
Источник: Мир Новостей.