"Цифровой экономике" помешали граждане

В стране остановился рост интернет-аудитории 

 

 

 

Динамика проникновения Интернета в России. Источник: фонд «Общественное мнение»

Число пользователей Всемирной паутины в РФ не растет и даже чуть сокращается. Доля граждан, которые бывают в Сети раз в неделю или каждый день, снизилась до 67 и 60% соответственно. Таковы последние результаты замеров фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Стабилизация интернет-аудитории на уровне 60% от всего взрослого населения перечеркивает многие прогнозы. Под сомнением оказались и планы властей подключить к Интернету 97% домохозяйств к 2024 году. 

ФОМ опросил 19,5 тыс. россиян старше 18 лет и выяснил, что Интернетом пользуется около 82 млн человек – то есть почти две трети населения. Из них 86% заходят в Сеть ежедневно. Каждый десятый пользуется Интернетом раз в неделю, и лишь только 4% – раз в месяц. Заметим, 14 лет назад ситуация была кардинально другой. 

Летом 2003 года интернет-аудитория в РФ не достигала и 10 млн. И треть выходила в Сеть ежедневно, треть – раз в неделю и треть – ежемесячно.

То есть более чем за 10 лет аудитория пользователей увеличилась в разы. Однако социологи фиксируют замедление или даже сокращение числа пользователей Всемирной паутины. Так, еще зимой 2016-го интернет-аудитория в РФ составляла почти 83 млн, но после начала сокращаться, достигнув текущих показателей. Тогда же зимой доля тех, кто выходит в Сеть ежедневно, достигла 87%, однако теперь она снизилась на 1 процентный пункт. Что примечательно, за тот же период на тот же 1 п.п. увеличилась доля тех, кто выходит в Сеть лишь раз в месяц – с 3% до 4%.

Очевидно, остановку прироста интернет-пользователей, которую фиксирует ФОМ, можно объяснить особенностями проведения опроса, полагают некоторые эксперты «НГ». «Результаты опроса сильно зависят от того, в каком тоне задаются вопросы, в какое время, в каком месте и при каких обстоятельствах. Например, человек может пользоваться мессенджером в мобильном телефоне, но не осознавать, что он при этом использует доступ в Интернет. Аналогично при использовании навигатора в автомобиле», – не исключает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Если бы рост числа интернет-пользователей уже замедлялся, последствия дали бы о себе знать в текущей экономической ситуации, замечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. «А раз мы не видим каких-либо серьезных изменений на рынке, то заметного снижения темпов роста не происходит – все интернет-сервисы тут же его бы заметили», – полагает он.

Пока же рынок и интернет-рекламы, и интернет-торговли чувствует себя более чем прекрасно. Согласно данным Interactive Advertising Bureau (IAB) Russia, только по итогам первого полугодия текущего года объем рынка интернет-рекламы достиг 74,4 млрд руб., увеличившись в годовом выражении на 23%. По итогам года прирост составит 20%, полагают в компании. Для сравнения, за весь 2016 год рынок интернет-рекламы в России превысил 136 млрд руб., составив около 40% от всего рекламного рынка.

Прирост показывает и объем рынка интернет-торговли в России. По итогам первого полугодия он вырос на 22% в годовом выражении и составил 498 млрд руб. По итогам года объем рынка превысит 1,1 трлн руб., прогнозируют в АКИТ. По оценкам ассоциации, интернет-торговля товарами и услугами составляет сегодня 36% объема цифровой экономики в России.

70% – это все равно очень большая цифра, добавляет первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «И даже некое сокращение может быть простым колебанием. Численность интернет-аудитории скорее всего все равно увеличится за счет прихода новых поколений», – уверен он.

Даже текущая остановка прироста аудитории говорит о том, что мы находимся на пороге очередного технологического прорыва. «То есть мы вышли на некое плато, после которого откат назад невозможен, возможен только взрывной рост. Такой же, какой был при появлении широкополосного доступа после dial up по телефонной линии, такой же, какой был после появления 3G и LTE в сетях мобильной передачи данных. С каждой сменой поколений будет происходить еще один взрывной скачок в использовании доступа в Интернет населением», – подчеркивает Сергей Звенигородский.

Тем не менее, соглашаются некоторые эксперты, динамика проникновения Интернета действительно остановилась. «За прошедший год уровень проникновения Интернета не вырос, и объем российской интернет-аудитории остановился на показателях 2015 года. Это говорит о том, что степень интернетизации страны достигла своего максимума, и прирост возможен лишь за счет глухих населенных пунктов, в которых Всемирная сеть распространяется медленно», – полагает президент АКИТ. «30% населения, которое не пользуется Интернетом, видимо, относится к старшему поколению, либо это те россияне, которые живут в отдаленных регионах», – подчеркивает он.

Если же рост интернет-аудитории замедлится или вовсе остановится, то последствия будут плачевны, продолжает Федоров. «Сегодня большинство сервисов построены именно на использовании Интернета как канала связи и коммуникации. С остановкой роста интернет-аудитории перестанут расти, к примеру, сервисы по заказу такси», – не исключает он.

И, по мнению экспертов, вряд ли стоит ждать скорого подключения к Интернету этой трети. «Крупные населенные пункты давно охвачены, а мелкие населенные пункты и частный сектор интернет-провайдерам не интересны, так как стоимость внедрения довольно высока – проведение каналов, установка оборудования стоят дорого, а клиентов будет очень мало. Соответственно подключение новых пользователей просто не окупается, и никакая компания не сможет себе такого позволить», – объясняет руководитель аналитического подразделения компании «ТСС» Илья Шарапов, напоминая, что стоимость подключения для жителей регионов зачастую выше, чем в столице.

Стабилизация прироста интернет-аудитории фактически идет вразрез с утвержденной ранее госпрограммой «Цифровая экономика», разработанной в рамках исполнения поручений президента РФ Владимира Путина. В частности, в утвержденной программе предусматривается, что к 2024 году 97% домашних хозяйств в РФ должны иметь широкополосный доступ к Интернету (100 мбит/с), а во всех крупных городах (1 млн человек и более) должно быть обеспечено устойчивое покрытие Сети 5G и выше. По оценкам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, реализация программы потребует около 100 млрд руб. ежегодно.

Вряд ли развитие цифровой экономики связано напрямую с ростом числа пользователей и охватом абсолютного большинства населенных пунктов, говорит исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. «Оно зависит от того,  каким образом технологический потенциал реализуется. Пока же мы стоим лишь на пороге интеграции цифровых технологий», – говорит он.

Тем не менее, считают эксперты, в ближайшем будущем будет происходить не количественный, а качественный рост интернет-аудитории. Кроме того, отмечают аналитики, в общем и целом все большее число пользователей предпочитает выходить в Интернет с помощью смартфонов. «Ежемесячная аудитория Интернета по состоянию на октябрь 2016 – март 2017 года достигла 87 млн человек, что составляет 71% от всего населения страны. При этом 66 млн человек, или 54% от населения РФ, пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн человек – 16% от населения страны – только с мобильных устройств», – замечают в компании Mediascope, подчеркивая, что аудитория мобильного Интернета постоянно увеличивается. Число же граждан, использующих для выхода в Интернет настольные компьютеры и планшеты, наоборот, снижается. И некоторые эксперты прямо говорят – возможности увеличения интернет-аудитории за счет пользователей настольных компьютеров уже исчерпали себя.

Увеличивается не только число активных пользователей Интернета на смартфоне, но и объемы самого мобильного интернет-трафика. Согласно данным Минкомсвязи, в первом полугодии 2017 года трафик достиг 2,8 млрд Гб, что на 90% выше показателей прошлого года. Причем это самые высокие показатели за последние три года, подчеркивают в ведомстве.

Таким образом, проникновение Интернета в России хотя и близко к максимуму, но потенциал для роста все же есть, считают эксперты «НГ». «Один из главных драйверов – стабильный и мощный рост продаж смартфонов в нашей стране. С января по сентябрь в России продано больше 20 млн смартфонов. Это максимальный показатель за последние два года. Второй драйвер – сильный рост мобильного трафика. В сумме эти факторы будут сильно стимулировать онлайн-торговлю в России в ближайшие 2–3 года», – прогнозирует замгендиректора 1С-Битрикс Сергей Кулешов.

Ольга Соловьева

Источник: Независимая Газета.