Резолюция XXXIII международной конференции АРПП

Отрасль печатных СМИ играет  важную политическую, социальную и культурную роль в жизни страны, является одним из ключевых звеньев в системе информационной безопасности государства и реализации демократических принципов развития гражданского общества.

Как показывает реальная практика, ориентация только лишь на электронные средства массовой информации ведет к тому, что важнейшие информационные сообщения не доходят до людей. Кроме того, существует объективная связь между политической активностью населения страны и активным чтением печатной прессы. 

Определённую поддержку индустрии печати оказывает государство. Однако, эта поддержка носит явно недостаточный характер, о чем свидетельствует существенное сокращение тиражей печатной прессы за последние три года. Следует отметить, что в отдельных регионах Российской Федерации по инициативе органов региональной власти осуществляются меры по обеспечению беспрепятственного доступа населения к источникам информации. Лидером в сфере поддержки медиаиндустрии является Липецкая область. При активном содействии главы администрации области О.П.Королёва в этом регионе  осуществляется масштабная, продуманная на перспективу программа по развитию рынка печатных СМИ, в рамках которой проводится поддержка прессы в форме льготных арендных ставок и субсидий на строительство объектов прессы, модернизация торговых объектов, и другие мероприятия.

Но опыт Липецкой области мало используется в других регионах Российской Федерации. Начавшийся несколько лет назад процесс ликвидации киосков прессы продолжается и сегодня. В 2014 году в России 1 киоск прессы приходился на 4770 жителей, в 2015 году  - на 5240 жителей, а в 2016 уже на 6325 жителей. Сегодня минимальному нормативу обеспеченности населения объектами прессы - 1 киоск/павильон прессы на 5880 жителей, установленному Постановлениями Правительства РФ от 09.04.2016 №291 и от 06.09.2016 №885, соответствует лишь 40% территорий субъектов Федерации. 

После отмены с 1 июля 2014 года государственных субсидий «Почте России» на доставку оформленных по подписке газет и журналов подписка стала дороже розницы, и тиражи, распространяемые по подписке, сократились более чем на 45%. Во время подписной кампании на второе полугодие  2017 года «Почта России» снова подняла тарифы на доставку подписных тиражей, что привело к новому витку их сокращения. В результате, только стоимость доставки на последней миле превышает сегодня 60% подписной цены. А с учетом стоимости магистральной и внутрирегиональной доставки, доля почтовых услуг в подписной цене доходит до 90%.     

Указанные тенденции негативно влияют на политическую активность граждан. Кроме того, высокая стоимость подписки является одной из важнейших причин ухудшения коммуникации между различными регионами страны, что может иметь самые непредсказуемые (в том числе политические) последствия.

В целях сохранения единого информационного пространства, формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности в области создания и реализации периодической печатной продукции представляется целесообразным обратиться к представителям отрасли и государственных структур со следующими инициативами:

I. Правительству РФ:

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в бюджет Российской Федерации на очередной и последующие финансовые годы, предусматривающих возвращение государственного субсидирования тарифов на прием, обработку и доставку подписных изданий ФГУП «Почта России» (в размере от 6 до 9 миллиардов рублей ежегодно). 

II. Органам законодательной власти РФ:

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 164 Второй части налогового кодекса РФ для применения к подписке нормы НДС в размере 10% (вместо 18%), в качестве компенсации для подписчиков существенного удорожания почтовых тарифов на прием, обработку и доставку прессы подписчикам и почтовых тарифов магистральной и внутриобластной доставки.

2. Рассмотреть возможность принятия закона «О праве на присутствие в системе распространения СМИ», гарантирующего право каждого издания на вхождение в любую торговую сеть на стандартных условиях.  

III. Органам исполнительной власти субъектов РФ:

1. Разработать комплексную программу поддержки розничных продаж прессы и подписки на газеты и журналы в регионе в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2017 №719-р «Комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации (в том числе через обеспечение условий для развития розничной сети распространения)»  и приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 №197 с учётом особенностей региона, а также положительного опыта лучших по поддержке СМИ администраций субъектов Федерации. 

2. Одобрить к внедрению во всех регионах РФ опыт Липецкой области по поддержке и развитию системы распространения печатной продукции в регионе и рекомендовать другим субъектам РФ использовать этот опыт на практике.

3. Содействовать внедрению инициатив представителей медиасообщества в целях развития и расширения существующих сетей продаж печатной продукции, создания  новых современных торговых объектов специализации «Печать» в соответствии с приказом Минкомсвязи от 31.07.2013 №197.

4. Принимать меры, направленные на развитие всех форматов торговли, в первую очередь нестационарных и мобильных торговых объектов прессы, в целях создания конкурентной торговой инфраструктуры в сфере реализации печатной продукции и обеспечения доступности такой продукции.

5. Оказать поддержку распространителям прессы и книг в виде льготной (пониженной) начальной ставки аренды земли под объекты прессы и помещений для редакций СМИ.

6. Установить порядок, согласно которому производить отбор организаций на размещение нестационарных торговых объектов специализации «Печать» исключительно на основе конкурсов, а не денежных аукционов, с учётом деловой репутации предпринимателей, распространяющих печатную продукцию.

7. В соответствии с рекомендациями Минпромторга РФ ввести право для субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере распространения прессы, на продление договора аренды без проведения конкурсных процедур, сроком не менее чем на 7 лет, при условии, что они не допускали нарушений ранее заключенного договора.

8. В целях реализации принципа «меняется место – сохраняется бизнес» ввести в практику предоставления хозяйствующему субъекту альтернативного равноценного компенсационного места для установки торгового объекта, если место, на котором размещён объект, требуется для государственных или муниципальных нужд.

9. Снять ограничения на формирование ассортимента сопутствующих товаров и услуг в объектах прессы при условии, что печатная продукция занимает не менее 50% ассортимента.

10. Предоставить для транспорта, доставляющего прессу, право на бесплатную парковку в зоне размещения торговых объектов по распространению периодической печатной продукции во всех  населенных пунктах РФ.

IV. ФГУП «Почта России»

1. Ввести в тариф на услуги по приёму заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов для лиц, проживающих в сельской и/или труднодоступной местности, и для территорий со сложной социально- политической обстановкой понижающий коэффициент в размере от 30% до 50%, не допустив компенсации недополученной в результате этого ФГУП «Почта России» прибыли за счет остальных категорий подписчиков.

2. Увеличить до 50% уровень скидки с тарифа по приему и доставке подписки для льготных категорий населения (инвалидов 1 и 2 группы, ветераны ВОВ и т.д.), не допустив компенсации недополученной в результате этого ФГУП «Почта России» прибыли за счет остальных категорий подписчиков.

3. Производить изменение почтовых подписных тарифов только после официального обсуждения этого вопроса с участием представителей отрасли (в соответствии с  протоколом совещания у Министра связи и массовых коммуникаций РФ от 22 мая 2008 года №20пр). 

4. Организовать публичное обсуждение действующей «Методики формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов" с привлечением экспертов медиаотрасли, сотрудников Федеральной антимонопольной службы, органов законодательной власти РФ.

V. Отраслевым общественным организациям

1. Подготовить к изданию и издать на средства, выделенные участниками отрасли, брошюру о преимуществах и перспективах реализации прессы в торговых сетях. В этих целях создать рабочую группу по подготовке методических материалов для участников отрасли.

2. Союзу издателей НАИ» в партнерстве с Ассоциацией распространителей печатной продукции подготовить к обсуждению участниками отрасли законопроект «О защите интересов отечественных средств массовой информации».    

3. Разработать механизм акции нематериального стимулирования ритейла, создающего режим максимально благоприятствования для дистрибуции печатной прессы.

4. Рекомендовать Ассоциации распространителей печатной продукции подготовить и провести конференцию, посвященную проблемам розничного распространения печатной прессы.

5. Разработать программу действий, направленных на бесконфликтное согласование работы издателей и дистрибьюторов прессы в целях преодоления кризисных явлений в отрасли и обеспечения устойчивого развития бизнеса. 

6. Провести работу по оптимизации механизма проведения стимулирующих акций «Декада подписки», организуемых ФГУП «Почта России».

7. Продолжить формирование общественного мнения, направленного на возвращение государственного субсидирования тарифов на прием, обработку и доставку подписных изданий ФГУП «Почта России» (в размере от 6 до 9 миллиардов рублей ежегодно).

8. Рекомендовать издателям и распространителям прессы активно участвовать в акциях Почты России «Дерево добра» и «Читаем с почтой», направленных на стимулирование роста розничных и подписных тиражей прессы.

9. Рекомендовать издателям активно участвовать в акциях по стимулированию роста розничных и подписных тиражей прессы, организуемых розничными дистрибьюторами и подписными агентствами.     

Принято единогласно участниками XXXIII Медиаконференции АРПП. 

Турция, 4 октября 2017 г.