НАЧИНАЯ с 2015 года мэрия города Москвы сдала в аренду более 4000 помещений на улицах города и около 400 в подземных переходах. Остальные объекты работают по старым договорам и будут постепенно заменяться вплоть до 2020 года. Одна из целей реформы – рост платежей в бюджет города за счёт исключения класса рантье, которые сдавали киоски в субаренду мелким предпринимателям. Последние крупные лоты разыграют до конца текущего года, затем аукционы на объекты будут проходить с перерывами.
Как выяснилось, больше половины из 4, 1 тыс. объектов на улицах города арендовали всего 10 крупных компаний и холдингов. Всё началось в 2010 году с приходом к власти нового мэра. Ему не понравилось, как выглядят улицы Москвы, и в апреле 2015 года правительство Москвы постановило сносить все уличные павильоны, которые находились в собственности предпринимателей, и заменять их на типовые киоски, принадлежащие городу. В решении был здравый смысл. В то время ларьки стояли на улицах без всякой системы. Провисшие электрические кабели находились прямо над головами пешеходов. Почти все торговые павильоны убрали, включая газетные киоски и билетные кассы, однако позже часть ларьков вернули.
Ларьки под снос
Одной из важных ступеней реформы стала «ночь длинных ковшей» 9 февраля 2016 года, когда за одну ночь власти снесли 97 ларьков.
Тамара Николаевна, продавщица в киоске, рассказала, как в один день лишилась работы. «Я приехала к сестре в 2011 году и сразу пошла искать работу. Сначала попробовала в цветочном ларьке, но он быстро закрылся. Потом перешла в киоск с газетами. У меня не было проблем с документами. Мы платили и налоги, и аренду. Когда приходили проверки, я давала им папку, где лежало десяток квитанций и других бумажек, они с умным видом просматривали и минут через 10 уходили. В 2016-м меня предупредили о сносе палаток, но я не поверила, что кто-то будет убирать и киоски с печатной продукцией. И вот прихожу утром на точку, а работать ¬негде».
Недоверие у коммерсантов вызвали как разработка новой схемы расположения ларьков, так и введение павильонов стандартных образцов. Но больше всего непонимание предпринимателей вызывает новая схема размещения ларьков с чёткой специализацией. Большая часть наземных павильонов теперь может торговать только определённым видом продукции: мороженым, цветами, выпечкой, овощами и фруктами, печатной продукцией или билетами. Летом организуются сезонные развалы дынь и арбузов, а зимой начинается продажа ёлок.
Новые павильоны, разыгранные на аукционах, распределены по видам продукции абсолютно хаотично: больше половины обновлённых киосков предназначено для реализации печатной продукции, около 900 торговых точек отведено под мороженое, остальные товары представлены в гораздо меньшем количестве. Одной из мер по реформированию уличной торговли стало введение единообразия торговых павильонов. По поручению города Москомархитектура разработала четыре стандартных дизайна для ларьков: модерн, классика, современный, универсальный.
Надо сказать, данная мера не всеми была воспринята однозначно. На самом деле, если присмотреться, можно обнаружить, что постройки нового образца мало отличаются от большинства уже существующих торговых павильонов. Более того, Москомархитектура продумала только дизайн, что касается функционала – он мало учитывает особенности торговли разными товарами.
По мнению экспертов, сам дизайн хорошо выглядит только на бумаге, и поэтому палатками нового образца пользоваться очень трудно. К примеру, стеклянную витрину дизайнеры опустили до самого асфальта. В Москве не существует таких ровных площадок, чтобы это решение можно было использовать. На практике стекло тут же разобьётся, также не предусмотрена регулировка павильона по горизонтали. Это значит, что работать в тех местах, где земля идёт под уклон, будет нельзя.
Диана Донич
Источник: Аргументы Недели.