В сентябре сразу три американские газеты сообщили, что цифровая подписка растет как на дрожжах и они преодолели психологические важные отметки.
The Washington Post набрала миллион цифровых подписчиков. Причем подписка выросла в два раза с начала года (прибавили полмиллиона!). Газета прилагала к этому неимоверные усилия. Помог и Trump bump (после избрания Трампа возрос интерес к ведущим либеральным изданиям, да и они стали агрессивно продавать себя как «заслуживающую доверия журналистику» в пику «фэйкньюс»).
С этим результатом WP идет на третьем месте. Чуть впереди — The Wall Street Journal, у которой 1,27 млн цифровых подписчиков. Ну, а на первом месте — безусловный мировой рекордсмен цифровой подписки, The New York Times c 2,3 млн цифровых подписчиков.
Эта тройка в далеком отрыве. Следующие по числу платных цифровых подписчиков газеты играют во второй лиге. The Los Angeles Times сообщила, что преодолела в сентябре рубеж в 105 тысяч, причем рост за год тоже невероятный — 100%. Замыкает пятерку The Boston Globe — в сентябре они прошли отметку в 90 тысяч.
ТОЛЬКО КРУПНЫЕ, ВОИСТИНУ ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАЗЕТЫ МОГУТ ДОБИТЬСЯ ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСКИ
В американскую толчею небезуспешно встревает британская The Financial Times — 550 тысяч цифровых подписчиков (но это все же деловое, а не общественно-политическое издание, ближе к The Wall Street Journal). Старинная британская The Times имеет 200 тысяч. Респектабельная The Daily Telegraph число подписчиков не раскрывает, что с большой долей вероятности означает: хвастаться нечем. Известно только, что в 2016 они планировали за год «утроить». Удалось ли — пока молчат. Но у них же нет Трампа. Ее конкурент The Guardian и подавно исповедует открытую журналистику, пэйвола не городит и пытается зарабатывать на клубных взносах (membership).
В результате семерка качественных изданий по числу цифровых подписчиков выглядит следующим образом:
1 The New York Times (USA) — 2,3 млн;
2 The Wall Street Journal (USA) — 1,27 млн;
3 The Washington Post (USA) — 1 млн;
4 The Financial Times (GB) — 550 тысяч;
5 The Times (GB) — 200 тысяч;
6 The Los Angeles Times (USA) — 105 тысяч;
7 The Boston Globe (USA) — 90 тысяч.
Теперь новость плохая. Только крупные, воистину глобальные газеты могут добиться подобных результатов цифровой подписки. Изобретатель ньюсономики (newsonomics) Кен Доктор отмечает, что в успешных изданиях за подписку платит 1-2% ежемесячной аудитории. Месячная американская аудитория NYT — 97 млн, цифровая подписка — 2,3 млн. Месячная аудитория WP — 92 млн, цифровая подписка — 1 млн. Пропорции действуют и для других изданий. Вот на эти два процента и живут.
Конечно, разбег между 1% и 2% на больших объемах кажется слишком большим, чтобы говорить о закономерности... А на малых объемах — он несущественен. Да и в целом логика выглядит очевидной. Нужна огромная поляна, чтобы собираемые на ней крохи представляли существенную финансовую величину. Нужна очень большая территория центростремительного политического и экономического интереса. А также, что очень важно, нужен очень большой языковой ареал.
Понятно, что низкая конверсия сразу перечеркивает любые значительные перспективы цифровой подписки для национальных изданий, например, Польши или Финляндии. У них просто технически недостаточный языковой ареал и слишком слабая политико-экономическая гравитация, чтобы собрать такую аудиторию, на которой 1-2% подписки давали бы заметный доход. Лишь главные столичные издания англоязычного мира и единицы региональных газет США могут добиться этого.
Что касается российских изданий: у кого из них есть миллионные месячные аудитории, которые можно конвертировать в 1-2% цифровых подписчиков, чтобы это стало заметой статьей дохода и кормило редакцию?
Вероятно, на существенные доходы от цифровой подписки могут рассчитывать специализированные издания. Для всех остальных бизнес-модель меняется даже структурно. Вместо двух некогда мощных финансовых потоков (подписка / розница плюс реклама) каждому изданию приходится теперь собирать собственный набор источников поменьше. Подписка все еще играет заметную роль, но уже больше в масштабах сезона — она обеспечивает зимой и летом приток более или менее значительных сумм.
Андрей Мирошниченко, медиаэксперт
Источник: Журналист.