Рост цен на прессу в Москве в 2018 году должен замедлиться

За последние два года розничные цены на московском рынке прессы продолжали расти, но динамика их повышения разнилась в зависимости от вида и тематической группы печатного издания.

По данным мониторинга экспертной группы АРПП, в 2016 году в целом по рынку прессы годовая инфляция в Москве составила 6,7%. Этому способствовали общие макроэкономические процессы в стране, а также рост тарифов и стоимости услуг, непосредственно влияющих на себестоимость печатной продукции. В 1-3 квартале 2017 года рост цен на печатную периодику был меньше и по итогам года по прогнозу должен составить 5,4%. В то же время, согласно данным Росстата, средний уровень общей инфляции в стране 2016 году и за первые три квартала 2017 года составил соответственно 5,4% и 4,0%. 

В 2016 году больше всего в Москве подорожали ежедневные и еженедельные издания (за год на 12,0% и 10,5% соответственно), Одной из главных причин такого роста цен стало подорожание газетной бумаги, учитывая, что доля бумаги в себестоимости газетной продукции составляет 70%. В 2017 году рост цен на ежедневные и еженедельные издания замедлился и по прогнозу составит 2,0% и 6,2%. Розничные цены на ежемесячные издания выросли в 2016 году на 5,0%, за 2017 год – на 5,7%. 

В различных тематических группах периодической печати в рассматриваемый период изменение цен имеет разнонаправленный характер (табл.1).

      Табл. 1. Среднее изменение цен на периодическую печать по тематическим группам в 2016-2017 гг., (% по отношению к прошлому году)

Ассортиментная группа

2016 г.

Прогноз 2017 г.

Автомобильные журналы

6,7%

4,0%

Деловая пресса

11,0%

1,0%

Детские издания

4,4%

3,0%

Ежедневная пресса

12,0%

2,0%

Женские издания

10,0%

4,0%

Издания для мам (родителей)

0,8%

1,0%

Издания о здоровье и здоровом образе жизни

8,2%

11,0%

Издания об оружие

0,1%

19,0%

Издания религиозной направленности

0,1%

8,0%

Интерьер и архитектура

5,1%

4,5%

Исторические журналы

5,0%

2,0%

Компьютерные издания

0,0%

-5,0%

Кроссворды, сканворды, судоку и т.д.

15,4%

2,0%

Кулинарные издания

9,7%

4,5%

Молодежные издания

0,1%

6,0%

Мужские журналы

5,3%

12,0%

Научно-популярные издания

2,9%

6,0%

Новостная пресса

13,2%

12,0%

Партворки, коллекционные издания

13,0%

11,0%

Рекламные издания

2,9%

-5,0%

Рукоделие, вязание и др.хобби

10,0%

6,0%

Рыбалка/Охота

5,4%

2,0%

Сад/огород/цветы

7,7%

7,0%

Спортивные издания

3,2%

3,5%

Стиль жизни

2,2%

2,7%

Таблоиды (издания о знаменитостях)

4,1%

3,0%

Телегиды

14,1%

3,5%

Эзотерические издания

0,3%

11,0%

В среднем за год

6,7%

5,4%

Источник: экспертная группа АРПП

В абсолютных величинах средняя цена на газеты в 2017 году составит 28 руб., что на 1 руб. больше, чем в 2016 году.  Средняя цена на журналы, согласно прогнозу, в 2017 году составит 170 руб. за экз., в 2016 году она составляла 161 руб. (подорожание 9 руб). Средние же цены на патворки в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырастут на 29 руб. В табл. 2 приведены данные о ценах на разные виды периодической печати в 2016-2017 гг. 

                  Таблица 2. Средняя цена на периодическую печать в Москве (в руб.),  2016-2017 гг. 

Вид периодической печати

Средняя цена по рынку в

2016 г., руб.

Средняя цена по рынку в

2017 г., руб.*

Газеты

27

28

Ежедневные газеты

25

26

Остальные газеты

28

30

Журналы

161

170

Еженедельные журналы

66

70

Ежемесячные журналы

138

145

Остальные журналы

278

295

Патворки

260

289


* Прогнозные данные

Источник: экспертная группа АРПП

Прогнозируя ситуацию с розничными ценами на столичном рынке печатных СМИ на 2018 год, можно предположить их относительную стабилизацию, что связано, прежде всего, с ожидаемым замедлением общей инфляции в стране. Если в российской экономике в целом и на рынке СМИ в частности не произойдет серьезных потрясений, то к концу 2018 года можно ожидать рост цен на печатную прессу на уровне 4-6%.  

Экспертная группа АРПП