По данным мониторинга экспертной группы АРПП, в 2016 году в целом по рынку прессы годовая инфляция в Москве составила 6,7%. Этому способствовали общие макроэкономические процессы в стране, а также рост тарифов и стоимости услуг, непосредственно влияющих на себестоимость печатной продукции. В 1-3 квартале 2017 года рост цен на печатную периодику был меньше и по итогам года по прогнозу должен составить 5,4%. В то же время, согласно данным Росстата, средний уровень общей инфляции в стране 2016 году и за первые три квартала 2017 года составил соответственно 5,4% и 4,0%.
В 2016 году больше всего в Москве подорожали ежедневные и еженедельные издания (за год на 12,0% и 10,5% соответственно), Одной из главных причин такого роста цен стало подорожание газетной бумаги, учитывая, что доля бумаги в себестоимости газетной продукции составляет 70%. В 2017 году рост цен на ежедневные и еженедельные издания замедлился и по прогнозу составит 2,0% и 6,2%. Розничные цены на ежемесячные издания выросли в 2016 году на 5,0%, за 2017 год – на 5,7%.
В различных тематических группах периодической печати в рассматриваемый период изменение цен имеет разнонаправленный характер (табл.1).
Табл. 1. Среднее изменение цен на периодическую печать по тематическим группам в 2016-2017 гг., (% по отношению к прошлому году)
Ассортиментная группа |
2016 г. |
Прогноз 2017 г. |
Автомобильные журналы |
6,7% |
4,0% |
Деловая пресса |
11,0% |
1,0% |
Детские издания |
4,4% |
3,0% |
Ежедневная пресса |
12,0% |
2,0% |
Женские издания |
10,0% |
4,0% |
Издания для мам (родителей) |
0,8% |
1,0% |
Издания о здоровье и здоровом образе жизни |
8,2% |
11,0% |
Издания об оружие |
0,1% |
19,0% |
Издания религиозной направленности |
0,1% |
8,0% |
Интерьер и архитектура |
5,1% |
4,5% |
Исторические журналы |
5,0% |
2,0% |
Компьютерные издания |
0,0% |
-5,0% |
Кроссворды, сканворды, судоку и т.д. |
15,4% |
2,0% |
Кулинарные издания |
9,7% |
4,5% |
Молодежные издания |
0,1% |
6,0% |
Мужские журналы |
5,3% |
12,0% |
Научно-популярные издания |
2,9% |
6,0% |
Новостная пресса |
13,2% |
12,0% |
Партворки, коллекционные издания |
13,0% |
11,0% |
Рекламные издания |
2,9% |
-5,0% |
Рукоделие, вязание и др.хобби |
10,0% |
6,0% |
Рыбалка/Охота |
5,4% |
2,0% |
Сад/огород/цветы |
7,7% |
7,0% |
Спортивные издания |
3,2% |
3,5% |
Стиль жизни |
2,2% |
2,7% |
Таблоиды (издания о знаменитостях) |
4,1% |
3,0% |
Телегиды |
14,1% |
3,5% |
Эзотерические издания |
0,3% |
11,0% |
В среднем за год |
6,7% |
5,4% |
Источник: экспертная группа АРПП
В абсолютных величинах средняя цена на газеты в 2017 году составит 28 руб., что на 1 руб. больше, чем в 2016 году. Средняя цена на журналы, согласно прогнозу, в 2017 году составит 170 руб. за экз., в 2016 году она составляла 161 руб. (подорожание 9 руб). Средние же цены на патворки в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырастут на 29 руб. В табл. 2 приведены данные о ценах на разные виды периодической печати в 2016-2017 гг.
Таблица 2. Средняя цена на периодическую печать в Москве (в руб.), 2016-2017 гг.
Вид периодической печати |
Средняя цена по рынку в 2016 г., руб. |
Средняя цена по рынку в 2017 г., руб.* |
Газеты |
27 |
28 |
Ежедневные газеты |
25 |
26 |
Остальные газеты |
28 |
30 |
Журналы |
161 |
170 |
Еженедельные журналы |
66 |
70 |
Ежемесячные журналы |
138 |
145 |
Остальные журналы |
278 |
295 |
Патворки |
260 |
289 |
* Прогнозные данные
Источник: экспертная группа АРПП
Прогнозируя ситуацию с розничными ценами на столичном рынке печатных СМИ на 2018 год, можно предположить их относительную стабилизацию, что связано, прежде всего, с ожидаемым замедлением общей инфляции в стране. Если в российской экономике в целом и на рынке СМИ в частности не произойдет серьезных потрясений, то к концу 2018 года можно ожидать рост цен на печатную прессу на уровне 4-6%.
Экспертная группа АРПП