– Так получилось, что на организуемых «АРС-ПРЕСС» встречах с представителями «Почты России» я был впервые. Впечатление двойственное.
С одной стороны, дело благое, любой диалог лучше любого молчания. И огромное спасибо «АРСу» за эти контакты. Теперь я знаю, что в центральном почтовом офисе работают прекрасные, молодые, энергичные ребята. Такие сделали бы честь своим присутствием любой коммерческой структуре.
На этом светлая сторона заканчивается. По множеству признаков стало ясно, что радикальных перемен к лучшему в тарифной политике нам ждать не приходится. Почта живет без дотаций, оказывать услуги по ценам ниже себестоимости не может.
С одной стороны, правильно – дотации поощряют неэффективность. Но с другой-то стороны – почта ведь исполняет не только коммерческие услуги, но и государственные, социальные, цивилизаторские даже. Страна не страна, гражданин не гражданин, если не может послать весточку на другой её край. Чтобы всё так и было, нужен мощнейший механизм, который вряд ли можно содержать лишь чисто рыночными методами. Он неизбежно вырождается в имитацию самого себя.
Правда, и с чисто рыночной точки зрения есть масса вопросов, в частности расчет себестоимости доставки. Я, в отличие от многих, готов поверить, что доставка газеты обходится дороже, чем её подготовка в редакции и типографская печать. Теоретически такое возможно. Теоретически. Но вот какой факт: наша собственная служба доставки, располагая лишь минимальным заказом в несколько десятков тысяч экземпляров, ухитряется доставлять газеты по Екатеринбургу практически вдвое дешевле, чем почтовики.
Правда, есть ощущение, что вопрос о тарифах уже устарел. За последние четверть века страна научилась обходиться без почты. Понятно, что для этого появились хорошие возможности, но почтовиков буквально толкали в спину, чтобы они преодолели свою технобоязнь – даже древние старушки овладевают «Скайпом». Люди забыли, где находятся отделения связи, у жителей больших городов нет времени туда идти. Похоже, почте нужно внедрять некий мобильный формат – открывать какие-то киоски в отделениях «Сбербанка», к примеру, или в торговых центрах.
Точно так же люди отвыкли от газет и журналов, переключившись вначале на ТВ, а затем на Интернет. Сегодня их уже не затащишь назад никакой дешевизной. Перегруз информацией в больших городах настолько серьезный, что человеку проблематично всучить даже бесплатное издание.
Скупой платит дважды. Банальность этой пословицы не лишает её справедливости. Завтра мы можем получить мир без общественно-политической прессы, без почты – и без государства, которое не хотело нас дотировать.
Источник: АРС-Пресс.