В ходе «правчаса» парламентарии обсудили с главой профильного министерства вопросы совершенствованию работы почтовой связи, обеспечения мобильным широкополосным доступом к Интернету, предоставления устойчивой радиотелефонной связи на местных и региональных дорогах, а также доступность сотовой связи в малых населенных пунктах и отмену внутрисетевого роуминга на территории России.
Выступая от фракции, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев отметил важность обсуждения вопроса функционирования ФГУП «Почта России». «Сегодня «Почта России» – это стратегическое, системообразующее предприятие, в котором работает более 300 тысяч сотрудников. Это 42 тысячи почтовых отделений по всей стране. Это сложные логистические и бизнес-процессы. А ещё «Почта России» – это компания, которая формирует единое информационное пространство», – заявил парламентарий.
«Тем не менее, возникает вопрос - почему при такой богатой инфраструктуре, богатой истории услуги, которые предоставляются этим предприятием, оставляют желать лучшего?», – отметил Кудрявцев.
По его мнению, это связано с проблемами, которые копились десятилетиями. «Это и недоинвестирование в инфраструктуру, это и моральный и технический износ оборудования, это социальная нагрузка, это и низкая, а зачастую мизерная заработная плата. Все эти проблемы лежат на поверхности, и каждый день «Почта России» с этими проблемами сталкивается», - говорит депутат.
«А ведь «Почта России» – это ещё и сотни миллионов писем, в том числе и государственных, десятки миллионов почтовых отправлений», - подчеркнул Кудрявцев.
Парламентарий напомнил, что в 2014 году «Почтой России» была принята стратегия, которой определены направления развития компании на ближайшие годы. «Она достаточно подробна, это сбалансированный документ, который определяет принципы взаимодействия с клиентами – клиентоориентированность, лояльность, это спектр услуг, которые внедряет почта, в том числе инновационные, в различных сегментах бизнеса», – указал Кудрявцев.
«Если мы посмотрим на слайд «Почты России», всё выглядит достаточно неплохо. Растёт выручка, увеличивается заработная плата, с 2015 года сохраняется рентабельность. Но так ли всё хорошо на самом деле? Да, конечно же, нет. На существующих людей возлагается дополнительный функционал, связанный с новыми инновационными услугами. Это и финансовые услуги «Почта Банка», страховые услуги, услуги розничной торговли. Нельзя, конечно, сказать, что это плохо. В любом случае это будет повышать производительность труда и укреплять финансовую устойчивость предприятия. Но резонный вопрос - а готовы ли сотрудники к этим изменениям, обладают ли они тем набором навыков и компетенций, которые позволяют внедрять эти сложные, конкурентные и технологические бизнес-процессы», - обратился к коллегам парламентарий.
«Заявленная в официальных источниках заработная плата сотрудников «Почты России» составляет 25 тысяч рублей. Сегодня из доклада министра мы услышали цифру за первое полугодие 22,5 тысячи рублей. В общем-то, на первый взгляд, эта сумма превышает минимальный размер оплаты труда. Но если мы посмотрим более предметно, какую зарплату получают операторы, люди рабочих профессий, то мы увидим коридор от 10 до 15 тысяч рублей. И здесь можно сделать такой невольный вывод, что цифра в 25 тысяч получилась после того, как была выплачена премия бывшему генеральному директору «Почты России» Дмитрию Страшнову в размере 95 млн рублей», - говорит Кудрявцев.
«В родном Новосибирске, откуда я избран, на сайте «Почты России» висят заработные платы для операторов, которые работают на сортировке и с клиентами, в коридоре от 12 до 15 тысяч рублей. За такую заработную плату достаточно сложно требовать от людей в третьем по численности городе России высокой эффективности и качественных услуг», - считает депутат.
По словам Кудрявцева, сегодня «Почта России» сталкивается со многими вызовами. «Реализация стратегии, о которой я говорил выше, намечена на 2018 год. Опять же отслеживая «дорожную карту» этого предприятия, мы видим, что все мероприятия выполняются, работа идёт. И допускаю, что в 2018 году на сайте мы увидим то, что этот этап стратегии реализован в полном объеме. Но в этом ли вопрос, коллеги? Вопрос, наверное, в другом - будет ли реальная трансформация этого предприятия в единого национального почтового оператора с широким спектром услуг?», - отметил парламентарий.
«Люди ждут не выполнения стратегии, а именно реальных действий. Они хотят знать, что в отделениях почтовой связи исчезнут очереди, что не будет страха и боязни за ценность отправляемых посылок, что будут другие инновационные методы и решения, а сервис и обслуживание будут лояльными, доступными и доброжелательными», - заявил Кудрявцев.
«Сегодня от «Почты России» требуется быстрые решения на рыночных конкурентных условиях. С какими вызовами сегодня почта сталкивается? Это, конечно же, электронная почта и подобные технологии, снижается документооборот. В том числе и в этом зале мы принимаем различные решения, которые сподвигают передачу документов в электронной форме, электронно-цифровой подписи, поэтому эти факторы надо учитывать», - считает депутат.
Кроме того, необходимо учитывать восходящий тренд электронной коммерции. «Эта услуга приобретает большой оборот, миллиардные контракты. И, в общем-то, даже те взаимоотношения с Китаем, которые сегодня происходят на рынке, об этом говорят. Поэтому это важно учитывать и формировать при развитии бизнеса», - сказал Кудрявцев.
Урбанизация городов и снижение численности в небольших населённых пунктах - это очень важный момент, продолжил депутат. «Во многих территориях почта является основным представителем государственных функций, поэтому надо очень пристально и внимательно отслеживать работу нерентабельных почтовых отделений на селе, ведь на селе проживает 37 миллиона россиян. И здесь очень гибко надо включать механизмы перекрёстного субсидирования, а также повышения их рентабельности», - заявил парламентарий.
По его мнению, главное достоинство почты – это её инфраструктура ««Почта России» обладает 42 тысячами почтовых отделений, и это качественно отличает это предприятие от других предприятий. Даже у Сберегательного банка, который является безусловным лидером финансового сектора, таких отделений 20 тысяч. И здесь прекрасный момент для предоставления услуг и приёма оплаты одновременно в одном месте», – указал Кудрявцев.
«Рассматривать почту как исключительно коммерческое предприятие неправильно. В России это социальная государственная компания, которая должна эту ношу на своих плечах нести», - считает депутат.
Максим Кудрявцев также отметил, что стратегия «Почты России» подразумевает предоставление услуг во всех её отделениях в режиме «одного окна». «Она подразумевает превращение этих отделений в многофункциональные центры широкого спектра услуг, которые предоставляют как современные почтовые услуги связи, так и инфо-телекоммуникационные. И здесь, конечно же, стоит внимание обратить на доступ к глобальной сети Интернет и предоставление для жителей Российской Федерации доступа к Единому порталу государственных услуг, чтобы во всех отдалённых уголках нашей Родины, не выходя из дома, была возможность заказать паспорт, получить справку и осуществить другие действия в глобальной системе», - говорит Кудрявцев.
По его словам, проект по реформированию «Почты России» тесно связан ещё с одним проектом «Устранение цифрового неравенства». «Я думаю, что эти проекты должны идти вместе и должны идти синхронно, чтобы в каждом селе была оптово-волоконная сеть, которая позволяет реализовывать современные инфотелекоммуникационные услуги», – сказал парламентарий.
«Запрос из общества на то, что в селе появится Интернет, очень серьёзный», – обратился Кудрявцев к главе Минкомсвязи. «Есть программа, она успешно реализуется. Мы искренне верим, чтобы этот процесс был непрерывным и качественным, и результативным», – сказал депутат.
«Сегодня достаточно подробно и много мы говорили о тех мерах, которые позволят почту сделать более эффективной. Это звучало и в докладе министра, и в выступлениях, и вопросах депутатского корпуса. В этом мы едины. И я убеждён, что если мы найдём общую точку соприкосновения, приложим усилия, составим профессиональную «дорожную карту», начнём эффективно взаимодействовать, безусловно, это даст мощный импульс развития для почтовой связи в России и ФГУП «Почта России» как предприятию. Убеждён, что все эти решения будут способствовать развитию единой великой цифровой России», – заключил Кудрявцев.
Источник: пресс-служба фракции «Единой России» в ГД РФ.