Петербург хочет владеть киосками, в том числе торгующими прессой

Пойдет ли городу на пользу копирование московских идей?  В начале октября стало известно, что регулирование нестационарной торговли в Санкт-Петербурге, скорее всего, будет развиваться по московскому сценарию.

Как сообщили «Невские новости», на сайте комитета имущественных отношений города появился проект постановления, согласно которому Смольный наделяется правом «самостоятельно закупать, устанавливать и содержать киоски и другие объекты нестационарной торговли». Эти объекты предполагается сдавать в аренду предпринимателям, как и было сделано в столице.

Надо отметить, интрига с киосками раскручивается в Петербурге не первый год, и, видимо, все преобразования направлены на то, чтобы постепенно вытеснить с привычных мест давно работающие компании и ИП, создав некоего громоздкого монополиста.

Еще в 2013 году массово сносились киоски, попавшие под действие постановления о сносе объектов, стоящих в зоне инженерных коммуникаций. В 2014 году был принят новый архитектурно-художественный регламент города, который поначалу предполагал замену всех нестационарных торговых объектов на новые, в едином стилевом и цветовом исполнении. Реализация этого решения обошлась бы в несколько миллиардов рублей. Несогласным на переоборудование торговой точки предпринимателям грозили, что договор аренды на земельный участок продлен не будет. Однако в тот год власти не решились идти до конца, и ограничились тем, что обязали владельцев киосков при перезаключении договора аренды облицовывать сооружения новыми панелями. Отводилось на это два года.

В начале осени 2015 года Комитет имущественных отношений города подготовил изменения в порядок размещения нестационарных торговых объектов, в том числе со специализацией «Печать». Новые правила предписывали владельцам киосков заключать с городом не договор на аренду земли, а договор «на размещение НТО». Поправки включали и новые процедуры: изменения в схему размещения НТО будут вноситься не два раза в год, а постоянно в течение года; места под торговые объекты будут предоставляться без конкурса или аукциона, причем тому заявителю, который первым подал заявку, без учета других критериев. Это последнее условие привело к тому, что место операторов, имеющих многолетний опыт работы и заслуживших хорошую репутацию, попытались занять никому не известные компании. Очевидно, что подобная система создает предпосылки для развития коррупции и злоупотреблений при распределении мест для объектов мелкой розницы.

В сентябре 2017-го город всколыхнула еще одна новость – власти, мол, уберут все ларьки и киоски в радиусе 100 метров от вестибюлей метро. Предприниматели, общественные организации проводили встречи и писали обращения. Горожане собрали десятки тысяч подписей в поддержку сохранения киосков, прежде всего газетных. И казалось – их услышали. В проект постановления правительства, предусматривающий снос всех торговых точек, по поручению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко пообещали внести поправки в отношении киосков, торгующих печатной и цветочной продукцией, и театрально-билетных касс. Постановление, по словам пресс-секретаря главы города, готовилось с учетом СанПиН, но в ходе оценки выяснилось, что для некоторых видов торговли можно сделать исключение.

И буквально тут же стало известно, что город хочет перевести нестационарную торговлю под свое управление! Здесь можно было бы выстроить целую теорию о том, как администрация вытесняет конкурентов и зачищает пространство для собственного бизнеса. Но ограничимся только фактами и попробуем спрогнозировать, что реализация этого постановления принесет петербургскому рынку прессы.

В Москве аналогичный процесс начался почти три года назад. Весной 2015 года было создано казенное предприятие «Мосгорпечать», которое также наделено правом устанавливать киоски и сдавать их с помощью конкурсных процедур в аренду предпринимателям. Цель создания КП декларировалась благая: привести в порядок все нестационарное оборудование в столице, заменить якобы некрасивые и устаревшие киоски на новые и единообразные. А главное – все за счет города, бизнесу оставалось только расцветать на подготовленных участках.

Однако спустя пару лет реализации программы становится очевидно, что плоды этого дерева горьки.

Пока разрабатывалась новая схема размещения НТО, сносились старые объекты, проводились конкурсы, устанавливались и неторопливо подключались к коммуникациям новые киоски, продажи прессы в киосковом сегменте столицы рухнули. По данным на 2016 год, продажи ежедневной прессы в киосках – основном канале реализации этой продукции – упали в городе на 50%, а внутри Садового кольца – и до 80%!

Эти удручающие результаты теоретически можно объяснить трудностями переходного периода, однако и теперь, когда большинство киосков, запланированных мэрией, установлены, надежд у рынка мало.

В сентябре было опубликовано исследование РБК, которое продемонстрировало, что программа далека от успеха. Так, из 9,1 тыс. объектов в аренду удалось сдать только 4,1 тыс. По данным РБК, 468 лотов на 713 объектов не были разыграны, так как не нашлось желающих их арендовать. Больше всего среди них ларьков и стендов «Пресса» – 482 шт. (это 17% от всех НТО такого типа). Причем от киосков предприниматели отказываются не только из-за цены, которая на аукционе может сильно возрастать, или арендной платы, которая, по сравнению с дореформенным периодом, выросла в десятки раз. Важнейшая причина невостребованности киосков в том, что установлены они волей чиновников, зачастую в тех местах, где торговая точка абсолютно не нужна или неудобна покупателям.

Еще одно следствие реформ – с московского рынка практически вытеснен мелкий бизнес по реализации печатной продукции. Никакой ИП не может позволить себе соревноваться с крупным предприятием на аукционе. Но и большие, старые сети понесли потери. РБК в своем исследовании приводит пример ГК «Кардос», владевшую прежде более чем 1 000 НТО. По расчетам РБК, теперь группа выиграла аукционы на почти 600 объектов.

Ряд предпринимателей, выигравших конкурсы, отказались от своих прав и вернули арендованные объекты городу – торговля оказалась не столь выгодной, как они предполагали. Возможно, «возвратов» было бы больше, если бы не весьма внушительные штрафные санкции, предусмотренные на случай досрочного расторжения договоров.

Нет никаких предпосылок к тому, что внедрение похожих мер в Санкт-Петербурге может привести к сколь-либо отличающимся результатам, напротив, рынок Северо-Запада имеет гораздо меньший запас прочности, нежели московский.

Москва всегда была и остается локомотивом перемен для всей страны – у столичных предпринимателей коллеги перенимают новые форматы и методы работы, региональные чиновники у московских перехватывают идеи для нормативно-правовых актов. Но в данном случае Северной столице стоит хорошенько подумать, принесет копирование именно этой схемы выгоду городу или станет очередным гвоздем в крышку гроба рынка петербургской прессы.

Анна Луговая

Источник: Планета СМИ