Дискуссия на конференции АРПП о роли подписки в информационной безопасности России

25 октября 2017 года в конференц-зале ИД «Аргументы и факты» состоялась отраслевая конференция, организованная Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП) совместно с ООО «Консалтинг-Пресспроект» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и посвященная проблемам подписки.

Название конференции – «Развитие института подписки на периодическую печать – необходимое условие реализации новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» – в полной мере отражает актуальность мероприятия. Представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГУП «Почта России», крупнейших издательских домов, подписных агентств и общественных организаций медиарынка высказали свои мнения о ситуации на рынке подписки и предложения по изменению ее к лучшему.

Заседание, в котором приняли участие более 80 человек, вел председатель Правления АРПП А.В.Оськин. Открывая мероприятие, он подчеркнул, что подписка – один из важнейших элементов информационной безопасности нашей страны. Далеко не во всех регионах РФ доступен качественный интернет. А во время стихийных бедствий в Амурской области и на юге России печатные СМИ оказались единственным доступным каналом коммуникации. Это говорит об одном: поддержка отечественной прессы, в частности, подписного канала её распространения,  имеет такое же отношение к безопасности страны, как и поддержка сельского хозяйства и других отраслей, в полной мере обеспечивающих национальный суверенитет. 

Далее А.В. Оськин предоставил слово Президенту Ассоциации распространителей печатной продукции Д.В.Мартынову, который обратил внимание на связь между плотностью подписки, уровнем явки избирателей на выборы и процентом избирателей, проголосовавших за «Единую Россию». Например, общая явка избирателей на выборы 18 сентября 2016 года в регионах с высоким уровнем подписки находилась на уровне 50-84% при средней по России в 48%. Процент избирателей, проголосовавших за «Единую Россию», составил 55-96% при среднем показателе по России – 54,2%. Д.В. Мартынов отметил, что 56% подписных тиражей в стране распространяются через почтовый канал, 33% подписных тиражей доставляются альтернативными подписными агентствами и 11% приходятся на редакционную подписку. По итогам двух подписных  кампаний 2017 года тираж в почтовом канале сократился почти на 11%: в 1 полугодии 2017 года на 11% по отношению к 1 полугодию 2016 года, во 2-ом полугодии по отношению ко 2-му полугодию 2016 года - на 9,9%.

Подписные тиражи в альтернативной подписке в 2017 году выросли на 2%. Редакционная подписка также сохраняет стабильность с ростом тиражей около 1%. Но этот рост не компенсирует падение тиражей в почтовом канале. По результатам подписки на 2-е полугодие 2017 года, в 48 регионах страны диапазон падения тиражей составил от 10% до 85%. В числе регионов, показавших наибольший спад подписки, – Республика Тыва (минус 82,5%), Самарская область (минус 57,9 %), Ханты-Мансийский автономный округ (минус 49,9 %), Башкортостан (минус 38,7 %). Многие из перечисленных регионов много лет лидировали по росту подписных тиражей.

Комментируя выступление президента АРПП, А.В. Оськин отметил, что важнейшим залогом стабилизации рынка подписки может послужить возвращение государственного субсидирования тарифов ФГУП «Почта России», связанных с доставкой подписных тиражей. 

Заместитель начальника Управления Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н.Кудий обратил внимание на то, что отказ государства от прямой поддержки подписки стоит в одном ряду с существенным сокращением поддержки государственных систем здравоохранения и образования. Докладчик отметил, что субсидирование доставки подписных изданий является основной формой государственной поддержки подписчиков в стране. Основной же упор в сохранении и развитии информационной отрасли государство делает сегодня на развитие цифрового телевидения и интернета. При этом совершенно не учитывается тот факт, что в большинстве регионов России электронные СМИ не могут стать полноценной заменой печатной прессе. Г.Н. Кудий согласился с тем, что институт подписки на печатную прессу является важным элементом системы информационной безопасности России. При этом нежелание его поддерживать докладчик охарактеризовал как следствие либо непонимания, либо сознательного вредительства. Он призвал участников мероприятия активнее лоббировать интересы отрасли, приведя в пример деятельность общественных организаций, представляющих интересы типографий. При поддержке чиновников Министерства промышленности и торговли им удалось добиться льготного кредитования на покупку оборудования и ограничения роста цен на бумагу официальным уровнем инфляции.

Комментируя доклад Г.Н. Кудия, Д.В. Мартынов отметил, что негативное влияние на отрасль распространения прессы оказало также законодательное ограничение объема иностранного капитала в учредительских пакетах российских СМИ. Иностранные инвесторы приносили на российский рынок свои технологии, инвестировали в их развитие. Теперь же многие из них выводят с рынка свои капиталы, не желая запускать новые проекты. 

Руководитель Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП «Почта России» М.А.Казаков представил «почтовый взгляд» на проблемы подписки в России. По его мнению, динамика падения рынка подписки позволяет сделать вывод о стабилизации ситуации. Во время подписной кампании на второе полугодие 2017 года падение тиражей составило 9,9%. По мнению Казакова, это соответствует уровню падения подписных тиражей в развитых странах Запада. Вместе с тем, отмечается рост успешности почтовых акций продвижения подписки. С 2015 года «Почта России» запустила благотворительный проект «Дерево добра», ставший результатом совместной инициативы издателей и почтовиков. Кроме того, «Почта России» реализует политику целевой поддержки издателей, проводимую Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Для ее координации ведется работа с региональными издателями в рамках Экспертного совета по региональным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Проводятся декады подписки, в рамках которых дополнительная скидка для подписчиков достигает 15%. Действует 20%-я скидка для ветеранов и участников войны и инвалидов.  

Генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим» М.Н.Христофорова рассказала о недавно созданной Ассоциации национальных СМИ России. Цель Ассоциации – защита интересов социально значимых СМИ на национальных языках. По словам М.Н.Христофоровой, главная проблема российской подписки состоит сегодня в высоких почтовых тарифах. Например, подписная цена издания «Кыым» составляет 1700 рублей, из которых 1000 рублей приходится на услуги связи. Вместе с тем, качество почтовых услуг оставляет желать лучшего. К прочим проблемам сегодня добавились технологические. В качестве примера М.Н.Христофорова рассказала о том, как она без малого полтора часа пыталась оформить четыре подписки для якутских детских домов в рамках акции «Дерево добра». Выход из сложившейся ситуации М.Н.Христофорова видит в радикальном изменении технологической матрицы подписки и во введении моратория на увеличение почтовых тарифов на прием и доставку подписки. Мораторий, объявленный «Почтой России» на 2018 год, явно недостаточен. Необходимо продлить его хотя бы на 5-7 лет. 

Руководитель Службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» (МАП) В.А.Дворянов обратил внимание участников конференции на необходимость разработки новых методов продвижения подписки, позволяющих успешно осуществлять подписные услуги в условиях постоянного роста цен. Наибольший эффект дают сегодня акции, связанные с подпиской в интернете. Например, онлайн-портал подписки Vipishi.ru предлагает подписку по традиционной почтовой схеме, с карточной системой доставки, с ценами, аналогичными ценам печатных подписных каталогов. Но возможность оформления подписки в интернете и удобные сервисы обслуживания оказываются более привлекательными для подписчиков. В результате, подписные тиражи Vipishi.ru регулярно возрастают на 5-7% и более процентов за каждую подписную кампанию. Кроме того, большую актуальность для рынка подписки имеют сегодня социальные акции. В частности, МАП провело совместно с ИД «Фома» акцию благотворительной подписки на духовно-просветительский журнал «Фома» для кадетских корпусов России. Планируется также акция благотворительной подписки для исторических факультетов российских вузов совместно с ИД «Вечерняя Москва». В ее рамках будет оформлена подписка на историко-просветительский «Московский журнал».

Подводя итоги конференции, А.В. Оськин отметил, что оставшись без государственных субсидий на доставку подписных тиражей, рынок периодики находится в поисках внутренних возможностей для выхода из кризиса и развития подписки. Во главе этого поиска находятся издательские дома, продемонстрировавшие наилучшие результаты во время подписной кампании на второе полугодие 2017 года. 

Исполнительный директор АРПП А.В. Луговая предложила участникам конференции обсудить разработанную экспертами АРПП резолюцию, содержащую комплекс мер по стабилизации ситуации на подписном рынке. А.В. Луговая представила вниманию собравшихся проекты нормативных документов, которые в случае одобрения участниками мероприятия будут направлены на рассмотрение в Правительство РФ и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Так, Правительству предлагается внести изменения в закон о федеральном бюджете, направленный на возвращение государственного субсидирования доставки подписки, а Минкомсвязи России – издать приказ об утверждении правил предоставления национальному почтовому оператору государственных субсидий на доставку тиражей подписных изданий. Участники отраслевой конференции единогласно поддержали резолюцию мероприятия с учётом высказанных в ходе дискуссии предложений представителей издательских домов, подписных агентств, общественных организаций и экспертов рынка периодики,  а также представленные проекты нормативных документов.

В ходе работы конференции состоялось поздравление с юбилеем Г.Н. Кудия. Д.В.Мартынов торжественно вручил ему золотую медаль АРПП в честь 65-летия и в знак признания особых заслуг Геннадия Николаевича перед отраслью печатной прессы.

Президент АРПП также вручил Г.Н. Кудию поздравление из Администрации Липецкой области, в котором были особо отмечены его достижения в сохранении и развитии индустрии печати Российской Федерации.   

 

М.Н. Христофорова поздравила Кудия с 65-летием, подарив ему памятный сувенир от ООО «Медиагруппа «Ситим» и огласив приветственный адрес на якутском и русском языках.  

На мероприятии был вручен сертификат о членстве в Ассоциации распространителей печатной продукции ООО «Издательский дом «Работница».

В завершение конференции состоялась церемония награждения федеральных и региональных издателей, продемонстрировавших наибольший рост тиражей в подписную кампания на второе полугодие 2017 года. Призы рекордсменам подписной кампании вручал Президент АРПП Д.В.Мартынов. «Межрегиональное агентство подписки», подписные агентства «Роспечать», «АПР» и ФГУП «Почта России» вручили призы издателям, ставшим лидерами их подписных каталогов.  

Пресс-служба АРПП