В отличие от иных исследований подобной направленности, москвичам не предлагался заведомо сформированный список общегородских, окружных и районных средств массовой информации. Им было предложено самим назвать те СМИ, которые они относят к каждой из перечисленных категорий. На этом этапе выяснилось много интересного.
Во-первых, для современного способа потребления информации нехарактерна приверженность определенным медийным брендам. Популярность того или иного источника информации напрямую зависит от частотности соприкосновения с ним. Любой информационный ресурс может быть как быстро раскручен «с нуля», так и быстро забыт.
Во-вторых, большинство респондентов не делает различия между уровнями СМИ, обращая внимания на то, городские они, окружные или районные. Акцент делается на полезной информации, которую ищут везде, независимо от принадлежности источника.
В-третьих, от местных СМИ граждане ожидают, в первую очередь, полезной, утилитарной информации – об изменениях местной инфраструктуры, новых маршрутах транспорта, открытии новых социальных объектов, а не «воспитательных бесед» и хвалебных слов в адрес начальства.
На текущий момент большинство местных СМИ мало интересны потребителю, но не потому, что людей не волнует проблематика территории их проживания, а потому, что большинство локальных СМИ, даже перейдя на выход в форме сайта, продолжают работать по-старому, подавать информацию в устаревшей форме, не ориентируясь на изменившиеся потребности граждан.
Что же в таком случае заменяет людям средства массовой информации? На их место приходят группы в социальных сетях, в которых жители отдельных территорий объединяются с целью обсудить вопросы, касающиеся местных сообществ. Эти группы очень многочисленны и активны, при этом возникают не по «указке сверху», а по инициативе самих граждан.
Если у руководства города есть заинтересованность в том, чтобы местные СМИ жили и развивались, то необходимо прокладывать мосты между этими неформальными объединениями жителей и официальными источниками информации. Их не следует противопоставлять, они вполне могут взаимовыгодно сотрудничать.
Помимо содержательного аспекта проблематики городских СМИ на круглом столе была затронута тема распространения печатных изданий, а также степени развитости сети книжных магазинов. Надо отметить, что 47,4% респондентов сказали, что не покупают печатных изданий в киосках и вообще приобретают их достаточно редко, делая выбор в пользу сайтов, телевидения и бесплатных газет. В этой связи встает вопрос о многофункциональном использовании киосков. В частности, москвичи были бы не против иметь возможность покупать там транспортные и телефонные карты, а также получать заказы из Интернет-магазинов.
Источник: «Национальный эксперт».