«Почте России необходима внятная стратегия развития»

На прошлой неделе в Госдуме прошли парламентские слушания на тему реорганизации ФГУП «Почта России». Минкомсвязи РФ предложило провести скорейшее акционирование этого государственного предприятия, считая, что именно такой статус позволит предприятию повысить эффективность, свободно выстраивая стратегию развития, независимо распоряжаясь имуществом. Своим экспертным взглядом на проблемы «Почта России» и пути их преодоления поделилась депутат Госдумы от Краснодарского края, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко:

«Безусловно, необходимость реформирования «Почты России» назрела давно. Положительных сдвигов в ее работе ждут миллионы наших граждан. Все депутаты регулярно получают жалобы от избирателей на качество услуг, на скорость доставки, на то, что повсеместно (и в том числе на Кубани) за получением посылок выстраиваются долгие очереди.

Все понимают, насколько сложно эффективно распоряжаться предприятием с такой разветвленной системой филиалов. Тем очевиднее, насколько важно для государства максимально сохранить эту сеть. Сохранить контроль над этим стратегическим, как и 100 лет назад, коммуникационным ресурсом страны. А для этого Почте России необходима внятная стратегия развития. Правительство, разрешив создать «Почте России» свой банк, аргументировало: он и станет тем ресурсом, который за счет прибыли покроет убытки предприятия, позволит поднять зарплату сотрудникам, повысить качество услуг.

Почта-банк работает, однако, по словам работников самой Почты, на их жизни это никак не отразилось. На Парламентских слушаниях руководство ФГУП сообщило, что зарплата сотрудников была повышена на 15%, то есть, если почтальон получал 3 000 рублей, то теперь – на 350 рублей больше. Вряд ли это стало реальным стимулом для почтальона работать лучше.

К сожалению, в представленных правительством предложениях не просматривается четкая стратегия дальнейшего развития этой структуры. Непонятно, за счет чего предприятие должно совершить качественный рывок. Сообщалось, что сокращать отделения не планируется, а наоборот – в планах их увеличить. Однако, увеличивать предполагается исключительно в городах. То есть там, где уже работает масса конкурентов Почты (как иностранных, так и местных компаний).

Нет понимания, за счет чего Почта будет с ними конкурировать. Какие ресурсы ей понадобится. Что будет с людьми, работающими на предприятии. Чего им ждать: сокращений или повышений зарплат? В какой перспективе? Из каких источников будут привлекаться инвестиции на развитие? Какой мы увидим «Почту России» через 10, 20, 30 лет?

В частности, необходимо в случае реорганизации Почты предусмотреть в рамках закона стандарт доступности почтовых отделений для населения, чтобы обещания сохранения сети отделений ФГУП, данные на Парламентских слушаниях депутатам, не остались лишь обещаниями. Как сделал Сбербанк – сначала навязал свои услуги сельским жителям, а потом начал там ликвидацию банкоматов.

Поэтому и было предложено Госдуме рассматривать предложения Правительства по развитию Почты в прямой связке со стратегией развития. На мой взгляд, разветвленная сеть «Почты России» по-прежнему остается недооцененной с точки зрения использования ее в качестве стратегического ресурса развития предприятия. С этим в первую очередь связано исполнение не только социальной миссии Почты, но и политической – распространение печатных СМИ.

Будут ли определены в новой конфигурации предприятия гарантии печатным СМИ, особенно «районкам»? Как в целом будут выстраиваться и сейчас очень непростые отношения руководства «Почты России» с журналистами? ОНФ занимается этой проблемой. С 2014 года почтовики повысили тарифы на доставку газет – сразу на 300 процентов! Что привело к закрытию ряда изданий. Выжившие редакции отдают ФГУП 70–80% заработанных средств. При этом СМИ часто за эти деньги не получают ни качественных услуг ( в части проведения подписной кампании), ни гарантированной и своевременной доставки ( подписчики нередко получают ежедневные газеты один раз в неделю или даже в месяц). В результате люди просто перестают выписывать местные издания.

Попытки наладить взаимодействие и конструктивный диалог продвигаются очень медленно. Поэтому вопрос реформирования «Почты России» действительно актуален. Но где гарантия, что, получив статус акционерного общества, «Почта России» начнет перестраиваться, менять свою стратегию в интересах своих главных партнеров – СМИ и людей, ради которых она и была создана, а не устроит распродажу, наработанного другими поколениями нашей страны?

Ответ очевиден: гарантом положительных изменений может стать не только четко прописанный законопроект, который даст ход долгожданным реформам в этом ведомстве при обязательном сохранении всех его социальных функций, но и внятный план развития самой «Почты России», который Правительство должно представить в Госдумы одновременно с доработанным законопроектом».

Дмитрий Мирошников

Источник: ФедералПресс