«Безусловно, необходимость реформирования «Почты России» назрела давно. Положительных сдвигов в ее работе ждут миллионы наших граждан. Все депутаты регулярно получают жалобы от избирателей на качество услуг, на скорость доставки, на то, что повсеместно (и в том числе на Кубани) за получением посылок выстраиваются долгие очереди.
Все понимают, насколько сложно эффективно распоряжаться предприятием с такой разветвленной системой филиалов. Тем очевиднее, насколько важно для государства максимально сохранить эту сеть. Сохранить контроль над этим стратегическим, как и 100 лет назад, коммуникационным ресурсом страны. А для этого Почте России необходима внятная стратегия развития. Правительство, разрешив создать «Почте России» свой банк, аргументировало: он и станет тем ресурсом, который за счет прибыли покроет убытки предприятия, позволит поднять зарплату сотрудникам, повысить качество услуг.
Почта-банк работает, однако, по словам работников самой Почты, на их жизни это никак не отразилось. На Парламентских слушаниях руководство ФГУП сообщило, что зарплата сотрудников была повышена на 15%, то есть, если почтальон получал 3 000 рублей, то теперь – на 350 рублей больше. Вряд ли это стало реальным стимулом для почтальона работать лучше.
К сожалению, в представленных правительством предложениях не просматривается четкая стратегия дальнейшего развития этой структуры. Непонятно, за счет чего предприятие должно совершить качественный рывок. Сообщалось, что сокращать отделения не планируется, а наоборот – в планах их увеличить. Однако, увеличивать предполагается исключительно в городах. То есть там, где уже работает масса конкурентов Почты (как иностранных, так и местных компаний).
Нет понимания, за счет чего Почта будет с ними конкурировать. Какие ресурсы ей понадобится. Что будет с людьми, работающими на предприятии. Чего им ждать: сокращений или повышений зарплат? В какой перспективе? Из каких источников будут привлекаться инвестиции на развитие? Какой мы увидим «Почту России» через 10, 20, 30 лет?
В частности, необходимо в случае реорганизации Почты предусмотреть в рамках закона стандарт доступности почтовых отделений для населения, чтобы обещания сохранения сети отделений ФГУП, данные на Парламентских слушаниях депутатам, не остались лишь обещаниями. Как сделал Сбербанк – сначала навязал свои услуги сельским жителям, а потом начал там ликвидацию банкоматов.
Поэтому и было предложено Госдуме рассматривать предложения Правительства по развитию Почты в прямой связке со стратегией развития. На мой взгляд, разветвленная сеть «Почты России» по-прежнему остается недооцененной с точки зрения использования ее в качестве стратегического ресурса развития предприятия. С этим в первую очередь связано исполнение не только социальной миссии Почты, но и политической – распространение печатных СМИ.
Будут ли определены в новой конфигурации предприятия гарантии печатным СМИ, особенно «районкам»? Как в целом будут выстраиваться и сейчас очень непростые отношения руководства «Почты России» с журналистами? ОНФ занимается этой проблемой. С 2014 года почтовики повысили тарифы на доставку газет – сразу на 300 процентов! Что привело к закрытию ряда изданий. Выжившие редакции отдают ФГУП 70–80% заработанных средств. При этом СМИ часто за эти деньги не получают ни качественных услуг ( в части проведения подписной кампании), ни гарантированной и своевременной доставки ( подписчики нередко получают ежедневные газеты один раз в неделю или даже в месяц). В результате люди просто перестают выписывать местные издания.
Попытки наладить взаимодействие и конструктивный диалог продвигаются очень медленно. Поэтому вопрос реформирования «Почты России» действительно актуален. Но где гарантия, что, получив статус акционерного общества, «Почта России» начнет перестраиваться, менять свою стратегию в интересах своих главных партнеров – СМИ и людей, ради которых она и была создана, а не устроит распродажу, наработанного другими поколениями нашей страны?
Ответ очевиден: гарантом положительных изменений может стать не только четко прописанный законопроект, который даст ход долгожданным реформам в этом ведомстве при обязательном сохранении всех его социальных функций, но и внятный план развития самой «Почты России», который Правительство должно представить в Госдумы одновременно с доработанным законопроектом».
Дмитрий Мирошников
Источник: ФедералПресс