В заседании приняли участие члены комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, а также представители Союза журналистов России, Национальной ассоциации телерадиовещателей, Альянса руководителей региональных СМИ и ряда других отраслевых организаций.
"Мы не будем заниматься составлением его спискового состава, оставим, главное – поработать над субстантивом, над тем, чем будем заниматься в этом органе, который, я считаю, должен быть максимально открытым", – заявил председатель комиссии ОП РФ, глава Координационного совета Евгений Примаков.
У региональных СМИ есть ряд вопросов, которые являются базовыми, – финансирование, безопасность журналистов, продолжил первый зампред комиссии Александр Малькевич. "Мы хотели бы нащупать эти точки соприкосновения, чтобы мы не распадались на прутики со своими частными вопросами", – сказал член комиссии ОП РФ.
Так, в частности он призвал обратить внимание на вопрос защиты представителей прессы. "Наших коллег активно третируют органы власти, силовые структуры. Это приобретает системный характер, потому что регионов достаточное количество. Это не какие-то обиды, связанные с распределением денег. Наши коллеги часто находятся в СИЗО тогда, когда можно было использовать более мягкие формы", – отметил Малькевич.
Встреча участников координационного Совета проходила в формате свободного микрофона. Первой на заседании прозвучала проблема недобросовестной конкуренции со стороны медиа-соцсетей.
Председатель Ассоциации СМИ Северного Кавказа Вадим Баканов обратил внимание на необходимость установления единых правил игры и ответственности между традиционными СМИ и новыми социальными медиа.
"Добросовестное СМИ уязвимо тем, что мы снимаем офис, платим налоги, белую зарплату, пользуемся лицензионным оборудованием. В то время как не составляет труда любому желающему зарегистрировать группу в соцсетях… Туда уходит рынок", – прокомментировал он.
По его мнению, "государство не должно быть грибником, который раздавит полезные грибы", что приведет к тому, что "на следующий сезон вырастут одни поганки". "Талантливые журналисты уходят в телеграм-каналы, группы в соцсетях. У нас несколько журналистов занимаются политическим киллерством, отстаивают коммерческие интересы крупных компаний",– рассказал Баканов.
Так, он предложил уравнять ответственность соцсетей и региональных СМИ. Если государство не поможет в этом направлении, "мы можем потерять все", убежден Баканов.
Примаков, оценивая это мнение, заявил, что решение вопроса найти в существующих условиях весьма сложно.
"Очень часто и много обсуждалось, где грань и как строится конкуренция между сетями и традиционными СМИ. Сейчас проблема, на мой взгляд, нерешаема, поскольку нет технологий регулирования. Просто взять и запретить открывать телеграм-каналы – думаю, никто это не примет. Добиться их регистрации в качестве СМИ, при том что они анонимны – это сложная материя. Правда, видимо, будет лежать где-то рядом. Многие СМИ сегодня сами уходят в соцсети, чтобы там перехватывать инициативу. Здесь есть и вопрос популярности контента, в том числе", – считает глава комиссии ОП РФ.
Также эксперты затронули вопрос недостаточной квалификации журналистов редакций региональных СМИ. Малькевич на заседании озвучил итоги анкетирования региональных СМИ, проведенного комиссией в августе-сентябре 2017 года, согласно которым 59% СМИ указали на нехватку квалифицированных кадров, как на ключевую проблему.
"Дело не в том, что факультеты журналистики перестали выпускать компетентные кадры. Для того чтобы заниматься настоящей журналистикой, надо к этому готовить не с факультета, а со школьной скамьи", – отметила, в свою очередь, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ Софья Дубинская. В качестве одного из решений этой проблемы она предложила создать школу юного журналиста при Общественной палате РФ.
Частные проблемы "бизнесового" характера обсуждали "по блокам". Так, глава якутского отделения Ассоциации региональных СМИ Марина Христофорова рассказала о проблемах взаимодействия "печатников" с "Почтой России" и указала на необходимость ухода от предоставления субсидий для ФГУП.
"Надо дотировать издателей, которые издают, которые подписывают печатную прессу в труднодоступных населенных пунктах. Адресная дотация издателей гораздо эффективнее, поскольку мы не можем влиять на тарифы "Почты России". Да, в 2018 году они объявили мораторий, но где гарантия, что ни резко не повысят свои тарифы?" – сказала она в ходе заседания.
В свою очередь представитель Роспечати Светлана Дзюбинская вновь "вернула" дискуссию к вопросам наличия квалифицированных кадров.
"Даже если мы бесплатно будем раздавать газеты, мы не заставим читателя читать, он не будет этого делать, если ему будет неинтересно", – отметила она. Дзюбинская рассказала, что сельские редакции "стараются, как могут". "Но так грустно смотреть на то, как они выглядят. Понятно, что они нужны, потому что без этого не будет информационного пространства на этой территории. Но их надо как-то учить", – добавила она.
По ее мнению, целесообразным было бы подумать о грантах на обучение отраслевым общественным организациям, в частности, на семинары по мультимедийным технологиям. "Их нужно научить, иначе, как бы мы ни сохраняли старый формат, он действительно умрет… Времена меняются", – констатировала представитель Роспечати.
В свою очередь Дубинская на замечание коллеги из Якутии заявила, что "льготная подписка – это уже очень много". "С "Почтой" легко бодаться, но сложно работать. Но пока это получается", – отметила она.
Отдельное "слово" взяли "телевизионщики", они направили обсуждение в русло своих финансовых проблем. Так, прозвучала идея составить перечень социально значимых телекомпаний, которым будет предоставлена скидка, наподобие механизма, который действует в печатных СМИ.
Актуализировалась на площадке совета тема создания "22 кнопки", которую предлагается отдать муниципальным каналам.
"Нам необходима поддержка государства, мы эти деньги могли мы направить на техническое развитие. Мы просим поддержать нашу работу над законопроектом по 22 кнопке, который находится в финальной стадии. Фильтры для этого законопроекта по всей стране уже выработаны", – уточнила председатель Ассоциации городских телерадиовещателей Алина Сулейманова. Она также отметила, что, работая в этом направлении, авторы инициативы испытывают серьезное давление со стороны кабельных каналов. "Они, конечно, не хотят уступать нам эту кнопку в кабельных сетях. На них сидят "магазины на диване", закупной западный контент. По всей стране в результате пошли примеры отключения кабельного телевещания", – сообщила Сулейманова.
В том, что "22 кнопку" необходимо делать, не усомнился и генеральный директор свердловского "Областного телевидения" Антон Стуликов. Однако, по его мнению, у региональных телекомпаний есть и более насущные проблемы.
"В Свердловской области порядка 40 небольших муниципальных телекомпаний, кто-то делает из них полчаса в день, кто-то – 10 минут в день, кто-то – полчаса по выходным свои программы, рассказывают о своих событиях, о том, что важно человеку в конкретном населенном пункте. В этом смысле крайне важен закон о 22 кнопке, но так как речь идет о небольших городах, то часто кабельные сети там несильно и развиты. Там остается аналоговый и спутниковый эфир", – отметил он.
Стуликов выразил опасение, что с октября 2018 года, когда прекратится субсидирование доставки сигнала в аналоге, "эфир небольших компаний схлопнется". "Люди, работающие в этих 40 компаниях в одной только Свердловской области, окажутся на улицах. А это лидеры общественного мнения в своих муниципалитетах, люди с активной жизненной позицией, которые работают на земле", - прокомментировал глава ОТР.
Стуликов также обратил внимание на "накал", возникший в ходе дискуссии между представителями ТВ и печатных СМИ.
"Поправьте меня, если мне показалось, мне кажется, возникло напряжение "печатники против телевизионщиков". Одно дело делаем, давайте обозначим болевые точки", – обратился он к коллегам.
Гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких также согласился с тем, что "22 кнопка" – не единственная проблема российского регионального телевидения. "Более важная – та, что никакого регионального телевидения, кроме филиалов ВГТРК, в цифре нет. До нового года они запустят все свои врезки, и часть аргументов мы теряем. Этим надо заниматься", – подчеркнул он.
Кроме того, он обозначил проблему недостаточно эффективной работы "21 кнопки", а соответствующий закон, по его мнению, исполняется плохо.
"На будущее я бы предлагал заседать порознь. Пересечения проблем крайне мало. Может быть, подкомитеты какие-то создать. Наши, например, представители отрасли зачастую одним днем приезжают. Мы очень сочувствуем вопросам по дотациям, почте, миллионным бонусам, но продуктивнее было бы обсуждать внутри круга людей, с которыми есть общие проблемы", – предложил Широких.
Предложение вновь "разделиться" "по интересам" осталось без внимания модератора совета Евгения Примакова, однако он намекнул, что "координационный совет должен заниматься не только бизнес-проблемами, но и защитой наших коллег в регионах". В этой связи в заключение обсуждения он запросил у Союза журналистов России имеющуюся у организации информацию о задержаниях представителей СМИ и уголовных делах против них.
Вероника Килина
Источник: Накануне.