Депутаты ведут контрагентацию в СМИ

Госдума придумала юридические формулировки для ответа США В среду депутаты примут поправки, которые позволят считать СМИ—иностранными агентами «иностранные структуры» вне зависимости от их «организационно-правовой формы», которые распространяют информацию. Перечень обязанностей СМИ-иноагентов будет формировать Минюст. В Госдуме обещают, что норма будет применяться только в случае очередных «недружественных шагов» в отношении Russia Today.

Разработать поправки о СМИ—иностранных агентах было решено в связи с признанием американского филиала Russia Today иностранным агентом (см. “Ъ” от 10 ноября). До последнего момента депутаты не могли четко сформулировать, в какие законы нужно внести изменения для «зеркального ответа» США. Во вторник поправки внесли ко второму чтению законопроекта об изменении закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (комитет по информполитике их поддержал). Этот проект касается внесудебной блокировки сайтов организаций, признанных в РФ нежелательными. По думскому регламенту поправки ко второму чтению не могут противоречить изначальной концепции законопроекта. Однако ко второму чтению в законопроекте появилась поправка к закону «О СМИ», которая позволит любую иностранную структуру, распространяющую информацию, независимо от ее «организационно-правовой формы», считать в РФ СМИ-иноагентом. Чтобы СМИ было признано «иностранным агентом», у него должно быть иностранное финансирование.

Ранее источник “Ъ” в Госдуме говорил, что формулировка поправки планировалась как «максимально широкая». «С точки зрения информационных технологий понятие СМИ условное. Сегодня роль источника информации сведена к минимуму,— заявил “Ъ” глава думского комитета по информполитике Леонид Левин.— При грамотной раскрутке уже не важно, является ли ресурс зарегистрированным СМИ, или это портал, или агрегатор с большим количеством подписчиков».

Под зарубежным финансированием понимается получение «денежных средств или имущества от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, а также от российских юрлиц, получающих деньги от указанных источников». Господин Левин говорит, что принятие поправки не означает, что все иностранные СМИ будут сразу же признаны иноагентами: поправка будет применяться, только если «условная страна предпримет недружественные шаги в отношении RT». «Мы внимательно изучим новый закон. Би-Би-Си будет и далее обеспечивать нашу российскую аудиторию правдивой, независимой и сбалансированной информацией»,— сообщили “Ъ” в русской службе Би-Би-Си. Российские СМИ норма не затронет, настаивает глава комитета. До утверждения поправок на комитете в Думе говорили, что они могут коснуться и российских СМИ.

На СМИ-иноагентов будут распространяться права и обязанности, предусмотренные положениями закона о некоммерческих организациях для НКО-иноагентов. По словам Леонида Левина, СМИ-иноагенты «попадут лишь под часть процедур». В качестве примера он приводит обязанность НКО-иноагентов представлять в Минюст результат аудита своей деятельности. «Зачем это для СМИ?» — говорит Леонид Левин, но подчеркивает, что перечень обязанностей СМИ-иноагентов будет формировать Минюст. Во вторник замдиректора департамента Минюста по делам НКО Анна Котова сказала “Ъ”, что комментарии — компетенция пресс-службы. Отказ получил и задавший ей вопрос глава думского комитета по развитию гражданского общества Сергей Гаврилов (КПРФ), на заседании комитета он попросил ее рассказать о «позиции по иноагентам».

В то же время Минкомсвязь разработала поправки, которые могут с 1 января 2018 года предоставить Роскомнадзору (РКН) доступ к записям в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. РКН сможет получать информацию о рождении, смерти, заключении и расторжении брака, а также установлении отцовства (поправки к ст. 13.2 закона «Об актах гражданского состояния»). Заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин сказал “Ъ”, что «самая главная причина (для поправок.— “Ъ”) — это смерть»: «Возможность ликвидировать СМИ в связи со смертью учредителя». Из-за нее РКН необходим доступ к базе ЗАГС, чтобы знать, что учредитель умер. В пояснительной записке авторы приводят и другой аргумент: ст. 19.1 закона о СМИ «установлено, что не допускается установление иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами РФ, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над учредителем СМИ». Причем «в качестве косвенного контроля могут рассматриваться в том числе и родственные отношения». Алексей Волин затруднился привести пример контроля над учредителями СМИ, поскольку министерство «не занимается» правоприменением. В РКН (по пояснительной записке — соавтор инициативы) сказали “Ъ”, что пока не комментируют законопроект.

Софья Самохина, Максим Иванов, Елизавета Макарова, Виктор Хамраев

Источник: Коммерсантъ.