С кратким вступительным словом к участникам слушаний обратился Е.А.Примаков. Он приветствовал собравшихся и призвал к активному обсуждению вопросов, вынесенных в повестку дня.
С докладом «Состояние печатного рынка СМИ в регионах России и пути его развития» выступил Д.В. Мартынов, президент АРПП. Он отметил, что отрасль печатных СМИ по-прежнему играет важную политическую, социальную и культурную роль в жизни страны, является одним из ключевых звеньев в системе информационной безопасности нашего государства. Согласно утвержденной Президентом новой доктрине информационной безопасности страны, важнейшее значение будет иметь совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, обеспечение плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.
Говоря о формировании и обеспечении целостности единого информационного пространства в стране, Д.В.Мартынов подчеркнул важную роль региональных СМИ, призванных дополнять общенациональную прессу своими публикациями. Докладчик привел статистические данные, наглядно характеризующие значимость региональной прессы в России: на долю малых городов и населенных пунктов у нас приходится 55% населения, для которого именно местная, а не федеральная пресса является главным источником информации.
Далее Д.В.Мартынов обозначил проблемы, с которыми сталкиваются региональные СМИ. Среди них он прежде всего назвал сокращение рекламных доходов, которое вызвано перераспределением рекламы в пользу крупных изданий и общим для всех печатных СМИ запретом на публикацию рекламы алкогольной, табачной продукции и медицинских препаратов.
Другая проблемная зона для региональных издателей связана с распространением своих изданий, важнейшим элементом которого на местах является подписка. Между тем, подписные тиражи у многих печатных СМИ упали за последние 10 лет в десятки раз, и в первую очередь это связано с повышением почтовых тарифов – как только происходит повышение тарифов, наблюдается провал в подписке. По итогам двух подписных кампаний 2017 года в 8 регионах страны падение подписных тиражей превысило 30%, причем в числе регионов, показавших наибольший спад подписки, оказались те, которые ранее лидировали по росту подписных тиражей. Еще в 40 регионах РФ диапазон падения подписных тиражей составил 10-30%. Поэтому на сегодняшний день, подчеркнул докладчик, одной из приоритетных задач является возврат субсидирования доставки подписных тиражей для населения страны и разработка прозрачной схемы дотирования системы доставки печатной прессы конечному потребителю.
На фоне проблем на подписном рынке для региональных СМИ в последние годы возрастает актуальность розничного распространения изданий. Ведущие региональные издания всегда реализуются в местных киосках прессы, а вот торговые сети очень редко работают с региональной, а тем более местной (локальной) прессой. Однако во многих регионах продолжают сокращаться именно специализированные точки продаж прессы (киоски, павильоны и т.п.) – в 2017 году количество киосков сократилось на 26%, а за последние 10 лет – на 58%. К негативным явлениям в сфере распространения печатных СМИ, отметил докладчик, можно отнести деприватизацию (национализацию) малого и среднего бизнеса.
Д.В.Мартынов также остановился на такой проблеме, как обеспеченность регионов торговыми объектами прессы. Отметив, что АРПП уже несколько лет подряд проводит мониторинг выполнения Приказа Минкомсвязи РФ №197 от 31 июля 2013 года и рассчитывает рейтинг территорий по обеспеченности киосками прессы, докладчик привел последние данные. Так, В 2017 году рейтинг возглавила Калининградская область, в которой один киоск обслуживает 3653 жителя, в ТОП-10 вошли лидеры прошлых лет – Челябинская, Воронежская, Тульская, Липецкая области. К сожалению, даже в 10-ти лучших регионах РФ обеспеченность находится в диапазоне от 3 до 6 тыс. жителей на 1 киоск прессы. Определённый оптимизм ранее вызывало принятое Правительством РФ Постановление №291 (в редакции Постановлении №885), которое закрепило базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. На сегодня, как показал проведённый АРПП мониторинг, в целом по стране требованиям указанного Постановления отвечает лишь 28 субъектов Федерации, а в прошлом году таких регионов было 34.
Далее Д.В.Мартынов затронул тему поддержки региональных СМИ на федеральном уровне, предложив рассмотреть предложения, сформированные воронежским медиасообществом и направленные в правительство Воронежской области. В частности, предлагается установить сниженные тарифы для СМИ по ставкам страховых взносов в социальные фонды; понизить их с 30% до 26%, как было в 2011 году; снизить для СМИ НДС на рекламу с 18% до 13,5%, а НДС на производство, выпуск и реализацию газет с 10% до 5%; снизить для СМИ ставку налога на прибыль в бюджет субъекта РФ с 18% до 14%. На уровне регионов принципиально важным должно стать создание программы экономической поддержки всей издательской отрасли, в том числе продаж прессы через киоски прессы и путем подписки.
В заключение своего доклада Д.В.Мартынов перечислил конкретные меры, которые могут оказать реальную помощь региональным издателям. Это контроль за ростом цен на газетную бумагу на государственном уровне; господдержка региональных печатных СМИ через систему грантов под конкретные задачи и проекты по прозрачной схеме, причем поддержка только тех изданий, которые не имеют бюджетных субсидий; социальная реклама; субсидии на распространение; косвенная поддержка в виде налоговых льгот, льгот на аренду помещений для издательств и т.д.
Следующим выступил эксперт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н. Кудий. По моему мнению, сказал выступающий, роль печатных СМИ в реализации новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента России в декабре 2016 года, в России сегодня недооценивается на всех уровнях власти, а отсюда вытекает и недостаточное внимание, которое государство уделяет проблеме устойчивого развития рынка печатных СМИ, включая его законодательную и финансовую поддержку. Главный упор делается на электронные СМИ и цифровые ресурсы в целом, что, как минимум, по мнению выступающего, не совсем верно.
Г.Н. Кудий отметил, что на поддержку СМИ в регионах выделяются немалые деньги, по разным подсчётам – порядка 36-40 млрд рублей ежегодно, но львиная часть этой суммы достаётся вовсе не прессе, а электронным СМИ. Да и с косвенной поддержкой печатных СМИ дело обстоит в основном плохо. Что касается сферы распространения периодики, то сегодня ситуация такова, что распространители не платят издателям, те – типографиям, а типографии бумажным комбинатам, на рынке катастрофически не хватает оборотных средств, поэтому вся система находится в подвешенном состоянии. Число киосков прессы стремительно сокращается, преимущественно по административным причинам, а число супермаркетов столь же стремительно растёт. Но сроки оплаты супермаркетами за проданную прессу совершенно неприемлемы, к тому же из 36 тысяч супермаркетов в России, пресса присутствует только в трети из них, причем в ограниченном ассортименте. Переломить ситуацию можно, но для этого нужна помощь Общественной палаты, также как и для продвижения положительного опыта Ульяновской, Липецкой, Воронежской областей, создающих условия для развития сетей розничного распространения прессы. Завершая свое выступление, Г.Н.Кудий выразил уверенность в том, что нужны совместные усилия и инициативы медиаиндустрии, Общественной палаты, отраслевых общественных организаций, самих издателей и распространителей печати с целью более эффективного и профессионального лоббирования своих интересов в органах исполнительной и законодательной власти страны.
А.В.Авдонин, генеральный директор ООО «Мир новостей Медиа», президент Союза издателей «НАИ», обратил внимание участников на тот факт, что по мере удаления от крупных городов уменьшается проникновение интернета и, соответственно, возрастает общественно-политическая роль региональных печатных СМИ. И там, где местные власти это понимают и поддерживают прессу, наблюдается высокая электоральная активность населения. Затем он рассказал о деятельности Союза издателей «НАИ» в регионах РФ, направленной на консолидацию региональных СМИ. Так, Союз издателей вместе с Союзом журналистов России и Национальным информационно-аналитическим институтом создали видеосеть региональных печатных СМИ «Клуб развития» и работают над проектом создания агрегатора региональных СМИ «Пресслайф». Особенностью обоих проектов является то, что каждая газета, открывая доступ к собственному сайту, пользуется совокупной аудиторией всех сайтов-партнеров, что позволяет местным печатным СМИ без больших затрат совершенствоваться и организационно, и технологически, усилить привлекательность для рекламодателей. Еще один проект в рамках «Клуба развития» призван содействовать творческому росту региональной журналистики и реализуется совместно с сетевой газетой «Новый Вторник» и еженедельником «Мир новостей». Проект дает возможность автору даже небольшого местного издания заявить о себе на всю страну, публикуя материалы в «Новом Вторнике», выходящем вкладкой в нескольких десятках региональных газет.
Исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России («АРС-Пресс») С.Б.Дубинская рассказала о проектах своей организации, направленных на поддержку региональным изданиям. В рамках совместного с Министерством иностранных дел РФ проекта «Рядом с министром» региональные журналисты получают возможность сопровождать официальные российские делегации в поездках за рубеж, а затем публиковать об этом материалы в своем издании. В результате повышается статус издания, местные власти начинают более внимательно относиться к нему и оказывать поддержку. Проект «Узнаём Россию вместе» предполагает поездки региональных журналистов по России с последующими публикациями их материалов в местной прессе. Повышению профессионального мастерства и творческому росту региональных журналистов призван способствовать ежегодный конкурс «Золотой гонг».
И.А.Диденко, заместитель председателя Совета директоров ЗАО «ИД «Аргументы недели», согласился с предыдущими выступающими в том, что печатная пресса находится сегодня в тяжелом положении, т.к. падают рекламные доходы, региональные сети распространения газет и журналов близки к банкротству. Сегодня основным источником информации всё больше становятся новостные агрегаторы, и читателей уже не волнует, в каком конкретно издании опубликован тот или иной материал. Федеральные печатные СМИ охватывают всю Россию, но их тиражи падают. На господдержку могут претендовать только те франшизы федеральных СМИ, у которых местный контент свыше 60%, что делает господдержку для региональных выпусков федеральных газет невозможной. Социальная реклама есть на телевидении, на радио, но отсутствует в печатных СМИ. В силу всего этого возрастает роль господдержки периодической печати, которая может быть оказана, например, в виде налоговых послаблений.
М.Н.Христофорова, генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим», председатель Ассоциации национальных СМИ, подчеркнула, что необходимо особое внимание уделять поддержке региональным газетам и журналам, выходящим на национальных языках. Она рассказала об опыте работы Ассоциации национальных СМИ в этом направлении и отметила, что Ассоциация активно работает над выработкой предложений, направленных на увеличение помощи со стороны государства национальным изданиям.
Темой выступления А.Г.Орешкина, вице-президента Союза издателей НАИ, были вопросы, связанные с усовершенствованием законодательства РФ, касающегося отрасли печатных СМИ, с целью преодоления административных барьеров, всестороннего и полноценного обеспечения СМИ потребителей и развития отрасли. Также как и другие участники слушаний, выступающий оценил ситуацию в отрасли печатных СМИ как очень тяжелую. Из-за экономических проблем чуть ли ни ежедневно, закрываются редакционные и издательские коллективы, сокращаются киоски по распространению СМИ, сказал он. Во многих областных городах и районных центрах безвозвратно исчезли киоски, по распространению прессы, хотя до этого они существовали многие десятилетия. То есть фактически в малых городах, зачастую и в областных центрах происходит разрушение инфраструктуры распространения печатных СМИ, и эта тенденция несет угрозу развития информационного пространства РФ. В настоящее время, при отсутствии специализированного закона о поддержке негосударственных СМИ, возникла реальная угроза дестабилизации рынка печатных СМИ. И в таком случае остро стоит вопрос о срочном внесении ряда поправок в действующие Федеральные и региональные нормативные акты, которые смогут поддержать негосударственные СМИ и обеспечат их стабильное развитие.
В дискуссии также приняли участие и внесли предложения в итоговую резолюцию заседания М.А. Казаков, руководитель Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП «Почта России», В.В.Керов, заместитель председателя Правления АРПП, В.А.Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью Межрегионального агентства подписки, С.В.Слющенков, учредитель ООО «Комсомольская правда – Калининград Новости39», О.Е.Воробьёв, заместитель генерального директора ИД «Московский Комсомолец» и др.
В заключительном слове Е.А.Примаков поблагодарил всех участников заседания за интересные, содержательные выступления. «Рынок печатной продукции, печатных СМИ, как мы все понимаем, в кризисе, – сказал он. – Есть надежда, что в связи с электоральным годом что-то из нашей повестки мы сможем реализовать. У нас нет законодательной инициативы, но есть отличные отношения с думским Комитетом по информационной политике, с Союзом журналистов России, с Министерством связи, с Почтой России. Есть проект резолюции, будем его развивать».
Участники заседания единогласно утвердили итоговую резолюцию с учетом внесенных предложений и инициатив.
Пресс-служба АРПП
Фотоотчет о мероприятии можно посмотреть по ссылке.