Он также отметил, что проблемы имеются не только в подписной сфере, но и в розничной: количество точек, где можно приобрести периодические издания, становится с каждым годом все меньше.
Глава комиссии ОП по развитию информационного сообщества СМИ и массовых коммуникаций Евгений Примаков добавил, что согласно проведенному анкетированию, порядка 42% СМИ не считают свое положение экономически устойчивым, а только 11% сообщили, что у них на два года вперед виден горизонт.
По мнению Примакова, Общественная палата должна стать лоббистской площадкой для региональных СМИ.
Есть надежда, что в связи с электоральным годом что-то из этой повестки мы сможем протолкнуть. У нас нет законодательной инициативы, но есть отличные отношения с думским комитетом по информационной политике, с Союзом журналистов России, с Министерством связи, с “Почтой России”. Есть проект резолюции, будем его развивать,
— заявил он.
В качестве решения проблем участники слушаний назвали еще несколько способов. По мнению Дмитрия Мартынова, нужны комплексные программы развития региональной прессы, так как сегодня поддержка существует в основном только в виде дополнительных дотаций. При этом, необходимо обеспечить прозрачность схем господдержки: она должна быть известна заранее и распределяться по социально значимым СМИ региона через конкурсы, гранты.
Замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий порекомендовал государству уделить больше внимания региональным СМИ перед президентскими выборами. Он отметил, что там, где пресса в почете, явка на выборах гораздо выше. “Печатные СМИ — это то, что может проинформировать население в критической ситуации,” — подчеркнул он. Чиновник также отметил, что печатные издания более надежны и долговечны, несмотря на тотальную цифровизацию СМИ. Без них “информационная безопасность будет ущербна и очень уязвима”, уверен он.
Ситуацию с региональными СМИ оценивает журналист, заместитель директора ГТРК “Марий Эл” Михаил Винокуров:
Если говорить о региональных СМИ (в данном случае печатных), то коммерческие издания окончательно “желтеют”, а официальные (государственные и муниципальные) медленно, но верно загибаются. Спасут ли их инвестиции от учредителей? Дотационные вливания, наверное, смогут поддерживать газеты на плаву. То есть помогут им выживать, а не жить и развиваться. <…> Здесь должна быть точечная поддержка. Это может быть госзаказ по определенной тематике. Это могут быть целевые гранты или программы. А за полгода до мартовских выборов вбухивать тысячи и миллионы в СМИ, чтобы они были более лояльными и работали на повышение явки? Тогда встречный вопрос: а как тогда определить эффективность вложения этих целевых средств? Предположим, что в марте с явкой будет все хорошо. Но будет ли в этом только заслуга региональных печатных СМИ? Если уж поддерживать таким образом прессу, то делать это надо не от случая к случаю, а на постоянной плановой основе.
Политолог, руководитель Центра защиты прав журналистов и СМИ Карелии Анатолий Цыганков считает, что инструментом помощи региональным СМИ могут стать конкурсы и гранты:
Надо понимать, что нет общего представления о региональных СМИ. Есть бюджетные и частные компании. Соответственно сотрудничество с теми и другими принципиально разное. <…> Разные СМИ испытывают разные финансовые сложности.
Помочь им можно только путем проведения конкурсов и грантов. Другого ничего не существует. Конкурс — это когда государство заказывает те или иные темы, в которых оно заинтересовано — это достаточно разумный подход. Грантовая политика тоже достаточно разумна. Для частного издания невозможно придумать никакую другую комплексную программу поддержки.
Действительно, региональным СМИ следует помочь перед президентскими выборами, так как они могут помочь с повышением явки — и это однозначно. Более того, на региональных СМИ лежит огромная ответственность за создание благоприятной информационной среды в период избирательной кампании. <…> Региональные СМИ очень сильно влияют на формирование гражданской позиции.
Член Общественной палаты Удмуртской республики Марина Майорова считает, что региональным СМИ стоит пересмотреть приоритеты в своем развитии:
Сегодня все медиаэксперты признают, что именно региональные печатные СМИ оказались в наиболее сложном положении. <…>
Цифровые СМИ сейчас намного опережают печатные в скорости подачи информации. В такой ситуации у печатных изданий ставка должна быть сделана на аналитику и обзоры. Но тут же встает другая проблема: насколько способны журналисты региональных изданий эту аналитику профессионально обеспечить в разных сферах, которые интересуют читателя — в экономике, политике, финансах и т.д.? <…>
В соревновании с Интернетом печатные издания могут выиграть только там, где Интернет недоступен в силу объективных причин. Например, в отдаленных районах и селах. Но там есть местная пресса. К ней больше доверия, и зачастую это единственный полноценный источник информации о деятельности власти.
Что должно произойти, чтобы региональные издания распространили степень своего влияния и до таких мест, которые мы привычно называем глубинкой? Это в первую очередь работа с муниципальной властью по продвижению газеты, еще раз повторю, в рамках региональной стратегии развития отрасли.
Главный редактор газеты “Красноярский рабочий” Владимир Павловский подчеркивает, что поддержка СМИ должна быть системной, вне привязки к выборам:
Я не думаю, что ОП действительно чем-то сможет помочь региональным СМИ. Как мне кажется, другие площадки продвигают тему поддержки региональных СМИ более успешно. Я имею ввиду лоббистские площадки по линии ОНФ, по линии Минкомсвязи и Альянса независимых региональных издателей. Сегодня существует много лоббистских площадок, которые что-то делают. Важно думать, как эти силы объединить. <…>
Те 300 млн рублей, которые выделяются в виде субсидий и грантов по линии Агентства печати России — это так мало, что даже несерьезно об этом говорить. <…> У нас крупные сельские хозяйства в регионе получают большую поддержку, чем все региональные СМИ России.
Нельзя ставить вопрос так, что перед выборами президента надо помочь региональным СМИ. Надо в целом отладить систему, чтобы региональные СМИ жили и развивались. <…> Надо думать, как обьединить силы, чтобы все общество лоббировало интересы региональных СМИ. Это сегодня крайне важно.
Источник: Давыдов.Индекс