Российские печатные СМИ и их читатели живут примерно одной информационной повесткой: с одной стороны, это подтверждает общепринятую теорию о заметном влиянии СМИ на ее формирование, с другой - демонстрирует погруженность россиян в вопросы, которые имеют мало отношения к их частной жизни, вытекает из исследования социолога ВШЭ Анастасии Казун Agenda-Setting in Russia Media.
Казун проанализировала публикации в печатных СМИ по базе системы "Интегрум" (около 500 журналов, более 250 федеральных и 1000 региональных газет) с января 2014 г. по декабрь 2016 г., выделив 884 события, о которых чаще всего писали СМ И. Повестка СМИ была соотнесена с общественной повесткой на основе исследований "Левада-центра" за тот же период: социологи ежемесячно спрашивают респондентов, какие события последних четырех недель запомнились им больше всего. В те годы это было среднее между открытым и закрытым опросом, поясняет Денис Волков из "Левада-центра".
Пересечения повесток значительные, они во многом совпадают, говорится в исследовании. Но 90% событий, которые люди называли "запоминающимися", не были связаны с окружающей их жизнью, отмечает Казун: респонденты склонны выделять либо общероссийские события (как правило, культурные или спортивные), либо международные с участием России (война на Украине и в Сирии). Россиян, конечно, волнует курс рубля и инфляция, но новости на эту тему вписывались в международный контекст, указывает Казун.
На запоминаемость события, как вытекает из исследования, влияют интенсивность его обсуждения в печатных СМИ и близость публикаций в СМИ по времени к дате опроса, что, впрочем, мало говорит об их важности. Большие объемы информации создают запрос на их объяснение, трактовку - но за этим читатели обращаются не к СМИ, а в основном к своим родственникам и знакомым. Интересно, что исследование выявило сильную корреляцию повестки именно печатных СМИ и респондентов "Левады", хотя около 80% россиян, поданным социологов, получают информацию преимущественно из телевизора: получается, газеты и телевидение живут одним набором новостей, за другой информацией нужно обращаться к другим источникам - соответственно, к интернет-СМИ и соцсетям. Другое дело, что СМИ не только влияют на повестку, но и следуют за ожиданиями аудитории: это взаимно индуцированное влияние. Логично, что повестки совпадают: журналисты и их аудитория - члены одного социума, считает Алексей Левинсон из "Левады", это и делает возможным феномен российского общественного мнения.-
Владимир Рувинский
Источник: Ведомости.